Как правильно держать новорожденного на руках

Когда стоит беспокоиться{q}

Иногда родителям необходима помощь специалистов — ортопеда или невролога — в развитии навыков ребенка. Есть основные моменты, которые могут послужить сигналом для обращения к врачу. Это отсутствие попыток ползать к восьми месяцам, особенно если ребенок не приподнимается на руках и не пытается всем телом продвинуться вперед.

Нужно обратить внимание доктора и на такие факты, как ползание в возрасте 8-9 месяцев, отталкиваясь ногами, но, не приподнимаясь на руки, либо ползание с опорой на одну руку, а вторая просто волочится сзади. При играх малыш должен хвататься за опору обеими руками.

https://www.youtube.com/watch{q}v=XLnQxx3FDIU

Важно определиться и с ползанием задом. В первые недели ползания это вполне возможно, сначала дети ползут назад, но постепенно учатся ползти вперед. Но если в год ребенок ползает только задом, хотя пытается делать и первые шаги – нужно обеспокоиться.

Начинаем

Итак: что нужно знать маме, чтобы правильно начать носить младенца на руках{q} Что новорожденный не умеет держать голову, его позвоночник еще не имеет изгибов, необходимых для сидения и прямохождения; что лучше всего малыш первых недель жизни видит на расстоянии 30 см (как раз расстояние от маминого лица до груди); что большой поток зрительной информации может повредить младенцу.

Как правильно держать новорожденного на руках

Важно, чтобы головка была немного запрокинута, а не наклонена к груди — тогда малышу не будет трудно дышать и ротик свободно открывается для захвата груди. Таким образом, на одной зрительной линии должны находиться ушко, плечо и бедро крохи.

Порой детки не засыпают у груди, а в этом положении, если требуется, малыша удобно укачать спать. Чаще всего маме сподручнее носить ребенка только на одной стороне (причем это не зависит от того, левша мама или правша), и все же рекомендуется использовать попеременно правую и левую руки.

Это служит профилактикой искривления позвоночника ребенка, способствует гармоничному развитию всего скелета и мышечного аппарата, правильному развитию зрения и даже, как показывают некоторые исследования, развитию мозга.

Кроме того, так малыш может одинаково по времени сосать левую и правую грудь, не происходит дисбаланса количества молока и размера желез, а у крохи идет правильное развитие челюстного аппарата. Ношение на разных руках также немаловажно для маминой осанки, здоровья спины, плеч, рук.

Еще одно надежное и удобное положение, которое нравится многим деткам с рождения: ношение «столбиком». Бывает, малыш расстроен, плачет или кричит и ему практически невозможно дать грудь — тогда это положение незаменимо, чтобы успокоить младенца.

Новорожденного важно поддерживать в районе лопаток, а не снизу позвоночника под попу, чтобы не создавать нежелательной компрессии (сдавливания) позвоночника. Если новорожденный поддерживается одной рукой (головка поддерживается указательным пальцем под ушком), его удобно практически положить на плечо, т.е.

Деток часто успокаивает покачивание, самое безопасное и удобное для спины мамы: скручивания влево и вправо вокруг позвоночника. Такая поддержка может помочь крохе избавиться от доставляющего дискомфорт проглоченного во время кормления воздуха.

(Напомним, что рекомендация «Держать малыша столбиком после кормления» актуальна скорее для деток, кормящихся из бутылочки. При правильном прикладывании к груди заглатывания воздуха практически не происходит.

Что можно принять за норму{q}

Как правильно держать новорожденного на руках

Конечно, если к полутора годам ребенок не научился ходить – родители начнут паниковать и пойдут по врачам. Однако в ползании нет строгих рамок, которые бы четко отделили норму от возможного отставания.

Хотя лучшим вариантом является все же первоначальное ползание, а только потом уже хождение – но современные дети уникальны, они используют сотовые телефоны и ноутбуки раньше, чем осваивают горшок… Опора при ползании на четыре точки с точки зрения физиологии полезнее для неокрепшего скелета и в особенности позвоночника.

Этот способ освоения пространства подготавливает скелет к вертикальному хождению и можно говорить о том, что именно за счет ползания происходит формирование основы всех остальных движений. Малыши, в совершенстве освоив ползание, естественно поэтапно обучаются садиться со всех положений, встают на четвереньки, на коленки и затем на стопу, уже не опираясь руками.

Когда они учатся передвигаться на четырех точках опоры, они более уверенно и быстро переходят на хождение уже на двух ногах, поскольку координация у них развита лучше. Однако если ваш ребенок сначала стал ходить, а только потом стал ползать, нельзя ему мешать – пусть он ползает и осваивает новые движения – это очень полезно.

С полугода малыша, который находится на этапе подготовки к ползанию, необходимо научить спускаться с диванов или кроватей на пол: для этого нужно положить его на диван на животик и повернуть ногами к краю.

Непривычно{q}

Порой детки по тем или иным причинам рождаются с какими-то родовыми травмами, неврологическими заболеваниями, или у них могут просто болеть, например, ушки. Тогда мама ищет положение, в котором малышу наименее больно быть на руках, сосать грудь. А какие-то положения даже способствуют более быстрому выздоровлению.

Пример: 2-недельный малыш, страдающий кривошеей, отказывался от одной груди и хотел быть у мамы на руках только с одной стороны (это довольно быстро может привести к снижению лактации, отказу и от второй груди, не говоря уже о мамином подавленном душевном состоянии).

Очевидно, ему было просто больно лежать на втором боку. Выходом становится кормление и ношение малыша из-под мышки: таким образом, мама меняет руки и кормит обеими грудями, но малыш всегда находится на одном боку и не испытывает дискомфорта несмотря на заболевание.

Рассмотрим эту интересную и почему-то часто игнорируемую мамами позу: малыш располагается из-под мышки, большая часть веса тела малыша приходится на мамино бедро, одной рукой мама придерживает спинку и голову ребенка, вторая рука при этом свободна.

Такая поза очень подходит для спеленатого малыша. Напомним, что в любом случае пеленание должно быть свободным: ручки складываются на груди или животе ребенка, ножки могут свободно двигаться в пеленке.

Можно припеленывать только ручки, особенно если они мешают крохе спать или сосать грудь. Или только ножки (пеленка тогда пройдет под мышками малыша), особенно если мама пользуется многоразовыми подгузниками.

Многим деткам нравится такое положение: лежа животиком у мамы на руке. Рука согнута в локте, предплечье прижато к животу мамы, ладонь мамы под грудью ребенка (для наглядности: поза чем-то напоминает вид леопарда, лежащего на ветке).

Эта поза хороша, если малыш капризничает, а также — если слишком долго спит, например, в кроватке, и его нужно разбудить для кормления (многие детки быстро просыпаются, если их берут на руки, переворачивают на живот и голова лишается опоры).

Отметим, что это безопасное положение, если малыш еще не держит голову. Так можно носить кроху с рождения и пока он помещается на предплечье. Подросшие детки воспринимают такой способ ношения как игру: это же так здорово — летать на родительских руках, рассекая воздух, как вертолет или Карлсон!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Плоскостопие у детей лечение в домашних условиях

На предплечье малыша также можно располагать головой в сторону локтя взрослого, и тоже можно придерживать или не придерживать второй рукой. Если прижать руку с ребенком в животу носящего, вес придется отчасти на руку, отчасти на живот. Пока кроха помещается на предплечье — отличная поза для хождения с деткой по дому.

Мы упомянули, что есть способы поддержки, позволяющие быстро и безболезненно разбудить спящего младенца. Для этого также очень подходит так называемая шейно-тоническая гимнастика. Новорожденный держится взрослым двумя руками вертикально, большие пальцы проходят под мышками и оказываются на грудке, остальные пальцы направлены вверх, крепко поддерживают голову в районе затылка около ушек и чуть выше.

Навыки сидения

Родителям кажется, что сидеть очень просто, но для ребенка навык сидения очень сложен, и, зачастую, бывает даже так, что дети уже уверенно научились ползать, а сидеть самостоятельно все еще никак не могут.

Многие учатся садиться с положения на четвереньках, другие сидят, опираясь на руки (обычно такое бывает при недостаточно окрепших мышцах спины). Этих детишек можно постепенно научить сидению без опоры, если регулярно делать гимнастику и массаж.

малыш копит силы, тренирует мышцы и координацию. В возрасте семи-девяти месяцев почти все дети уже умеют сидеть и начинают совершенствовать навыки ползания и сидения, а развитие двигательных навыков приводит к активной стимуляции мозга и активации нервно-психического развития.

Лягушка на бедре

Малыш подрастает, увереннее начинает держать голову, в возрасте примерно месяца или чуть позже ему уже может не нравиться бодрствовать в положении колыбельки (зато кормиться и спать так — по-прежнему очень удобно, а главное надежно!).

Кроха все больше и больше хочет располагаться вертикально. Если малыш уже согласен широко разводить ножки (примерно с полутора месяцев, а с двух-трех месяцев — точно), значит, уже безопасно носить его на животе или бедре с широко разведенными ножками («поза лягушки»).

Сначала мама все-таки учится брать и носить кроху на животе, можно назвать такую поддержку «столбиком с разведенными ножками». На бедре малышей рекомендуется носить примерно с 3 месяцев, т.к. на бедре сложнее контролировать головку и неокрепшую спину младенца.

Поначалу, пока малыш еще не очень хорошо держит спинку, кроху нужно обязательно поддерживать, направляя свое предплечье по диагонали от лопаток к ножкам ребенка, можно даже ладонью держать бедро ребенка.

Становясь старше, детки, которых часто носят таким способом, довольно быстро учатся разводить ножки, как только их берут на руки, и сразу «цепляются» за маму, практически сами за нее держатся, помогая маме их нести.

На бедре малыша носить легче (можно его поддерживать лишь одной рукой), он как бы сидит на бедре, при этом плотно прижат к маме, и нежелательной нагрузки на его позвоночник и промежность не происходит.

Зато на животе удобно нести спящего ребенка, поддерживая его двумя руками. Так малыша относительно легко и очень удобно носить довольно долго, до 3-4 лет, т.е. до того возраста, пока ребенку требуется хоть иногда быть у мамы на ручках.

Такая поддержка незаменима для профилактики и даже лечения дисплазии тазобедренных суставов ребенка. Многими ортопедами такой способ ношения ребенка признан лучшей альтернативой широкому пеленанию. Ношение ребенка на бедре без особых физических упражнений способствует улучшению маминой фигуры, подтягиванию мышц талии, укреплению мышц спины, что очень важно для женщины после родов.

Критические заметки

Родители пытаются приложить немало усилий для активации развития ребенка – уж так им хочется не отставать от соседских Пети или Люси. Они пытаются применять различные приспособления и устройства чтобы их чадо село чуть ли не в 4 месяца.

Самое простое – это его присаживают в кресло или подушки с 4-5 месяцев, при этом особо упорные малыши тут же заваливаются головой вниз. Аргументы родителей в свою защиту «он же сам хочет сидеть, просто не получается.

Вон как спинку выгибает!». Выгибание спины – это тренировка мышц прежде всего для переворачивания, а не сидения. Сажать ребенка ранее полугода категорически запрещается, это чрезмерная нагрузка на позвоночник и травма межпозвоночных дисков — вы же не желаете своему ребенку раннего остеохондроза{q}

По мере формирования правильных изгибов позвоночника и укрепления мышц и связок, малыш начнет садиться сам – не нужно торопить события и форсировать сидение. Малыш сядет сам в 6-8 месяцев.

Многие совершенно неправильно понимают термин «ребенок сел самостоятельно» и не знают, как правильно сажать ребенка. Попробуем прояснить ситуацию. Многие думают, что термин «ребенок сам сел», это когда ребенок ползал и из положения на четвереньках уже сел на попу.

До этого времени они не воспринимают явления сидения вообще никак, полагая, что ребенку нельзя сидеть в шезлонге, под углом около 45 градусов на коленях родителей или подушках, многие боятся сажать ребенка без подушек или поддержки, хотя это можно делать аккуратно с полугода.

сажаем ребенка на ровную поверхность без опоры и подушки (а не держим со всех сторон), и он сидит, а не пытается завалиться на все бока. Тогда можно сидеть ребенку и далее, только помогайте ему почаще менять позу, особенно если он сидит довольно долго, а лечь потом не может или боится.

Если вы сажаете ребенка, а он сидит очень мало или заваливается вбок, можно использовать это как упражнения для сохранения равновесия, либо можно сажать ребенка в правильное с точки зрения эргономики кресло типа шезлонга.

— присаживать его в подушках,

Как правильно держать новорожденного на руках

— присаживать из лежачего положения ранее 5-6 месяцев,

— сажать в обычные (не эргономичные кресла), где дети сидят с кривым позвоночником.

Не стоит постоянным сидением заменять движений ребенка, не нужно пользоваться интересом к новому навыку у малыша и переутомлять мышцы его спины; чаще кладите его на пол, чтоб ребенок переворачивался, ползал и вставал.

Учимся правильно держать малыша в бытовых ситуациях

Во время кормления

Существует огромное количество поз, рекомендуемых педиатрами для кормления ребёнка. Каждая мама экспериментальным путём выбирает тот вариант, который будет удобен личной ей и её малышу. Самыми популярными остаются два варианта: сидя и лёжа.

  • Кормим сидя. Чтобы покормить малыша, необходимо взять его на руки и аккуратно положить на колени, при этом голова крохи должна лежать на руке мамы в районе локтя. Второй рукой можно гладить ребёнка или обеспечить дополнительную поддержку, держа малыша сбоку.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Колено опухло и горячее у ребенка

Совет! Женщинам с маленькой грудью можно положить на колени подушку — так ребёнку будет легче дотянуться до соска и правильно его захватить.

  • Кормим лёжа. Ребёночка необходимо уложить на одну руку, повернув его животиком к себе. Второй рукой можно поддерживать спину или просто гладить кроху, чтобы он чувствовал себя спокойнее.
  • Кормим стоя. Некоторым женщинам удобнее кормить ребёнка стоя (например, при наложении швов на промежность). Для этого идеально подходит поза «Колыбелька», так как она позволяет легко дать малышу грудь, а также разговаривать с ним и петь песенки, что особенно актуально, если ребёнка нужно уложить спать.

После каждого кормления ребёнка необходимо держать столбиком. Особенно это касается детей, которые часто срыгивают или имеют другие проблемы с пищеварением.

Воздух, который попадает в желудок во время кормления, может стать причиной появления колик и метеоризма. Чтобы этого избежать, держать малыша столбиком необходимо 5-10 минут после каждого кормления (необходимо дождаться, пока кроха отрыгнёт излишки воздуха).

Пока малыш не умеет держать головку, подмывать его следует, держа лицом вверх. Головку необходимо положить на область локтя, тело при этом должно полностью находиться в зоне предплечья.

Одной рукой маме необходимо придерживать бедро ребёнка с той стороны, с которой располагается локоть, поддерживающий головку. Вторая ножка будет свободно болтаться, давая возможность провести гигиенические мероприятия с половыми органами.

Когда кроха сможет удерживать голову хотя бы 20 секунд, можно подмывать его, держа лицом вниз. Остальные действиями будут такими же, как и для новорожденных.

Некоторым родителям удобно подмывание подросших деток в коленно-локтевой позе (поза «высаживания на горшок»). Если ребёнок весит немного, и мама в состоянии удержать его, то использование данного варианта вполне допускается.

Купание

Держать малыша во время купальных процедур необходимо за голову и попу. Важно следить, чтобы голова (подбородок) всегда находилась выше воды. В первое время маме будет сложно одной справиться с таким ответственным занятием, как купание.

Можно наглядно посмотреть, как нужно держать новорожденного, посмотрев видео.

Несмотря на кажущуюся простоту, ношение новорожденного на руках — не такое лёгкое занятие, поэтому важно знать и осваивать не только технику, но и правила безопасности при обращении с маленькими детьми.

  • Пока ребёнок маленький, его необходимо постоянно поддерживать. Важно следить, чтобы руки, ноги и голова не болтались и не свисали.
  • Нельзя тянуть ребёнка за руки или предплечья. Такими действиями можно добиться вывиха локтевых суставов, так как костная и суставная ткань у новорожденного ребёнка ещё продолжают «крепнуть» и развиваться.
  • Нельзя тесно прижимать к себе младенца, особенно если речь идёт о новорожденных.
  • До 3 месяцев необходимо всегда поддерживать спину и голову, так как это самые уязвимые части тела новорожденного ребёнка.

Ещё несколько десятилетий назад единственным вариантом, который использовали наши мамы и бабушки для ношения ребёнка, была классическая поза колыбельки.

Времена меняются, и давно доказано, что разнообразные позы помогают не только найти максимально удобный вариант, но и положительно влияют на физическое и интеллектуальное развитие малыша, позволяя развивать кругозор и тренировать определённые группы мышц.

Примерно в возрасте 3–4 месяцев или немного раньше многие мамы замечают, как они говорят, желание малыша быть только лицом от мамы. Давайте разберемся: чего же на самом деле хочет ребенок{q} Познавать мир, смотреть вокруг себя!

Маме нужно понять, что ребенок желание «быть лицом от мамы» как таковое выразить пока просто не может — он мал еще для принятия таких решений. Мал он так же и для того, чтобы воспринимать и обрабатывать огромный поток зрительной, эмоциональной информации, которую он получит, будучи повернут лицом от взрослого, — особенно если мама несет малыша, и «картинка» все время стремительно меняется.

Кроме того, в 3-4 месяца зрение младенца еще не до конца сформировалось. Очевидно, что четкого, понятного изображения малыш не получит, а получит мелькающие с большой скоростью кадры. Это уже не полезное изучение мира, а перегрузка детского мозга, порой даже ведущая к своеобразному «отключению» — когда малыш засыпает в таком положении.

Как же показать малышу мир без вреда для него{q} На помощь приходят позы для ношения, когда кроха имеет возможность смотреть вокруг и в любой момент уткнуться в маму носиком, спрятаться, передохнуть. Это уже описанные способы ношения на бедре, на животе взрослого, когда ребенок смотрит из-за спины (в положении столбиком), лежит на руке взрослого, на спине взрослого (ношение в слинге или эргономичном рюкзачке).

Стоит также упомянуть, что положение на руках «лицом от взрослого» никак не способствует правильному развитию опорно-двигательного аппарата ребенка и даже может быть опасным при каких-то уже имеющихся проблемах.

Взрослому в таком положении нести малыша намного тяжелее, чем, например, на бедре. Весь вес тела ребенка приходится на руки, поэтому приходится прогибаться назад, наклоняться в одну из сторон, что неизбежно ведет к боли и дальнейшим проблемам в области поясницы, плечевого пояса.

Замечено, что частое и долговременно пребывание лицом от мамы также может провоцировать отказ от груди. Если малыш успел привыкнуть к такому способу ношения и уже протестует против остальных, никогда не поздно его «переучить», стоит проявить лишь немного терпения и родительской настойчивости — ведь это нужно вашему чаду!

Существует способ ношения малыша, присаживая его на руку (на предплечье) взрослого. В этом положении нет ничего нежелательного для ребенка, даже того, который еще не сидит сам, однако это довольно тяжело для взрослого.

Отметим, что если ребенку не нравится тот или иной способ ношения, порой стоит разобраться, почему. Возможно, малышу неудобна одежда — например, когда малыш разводит ножки на бедре взрослого, ползунки могут чрезмерно натягиваться и давить на маленькие пальчики, доставляя дискомфорт.

Учимся правильно держать малыша в бытовых ситуациях

Постепенно дети переходят на новый этап развития – вставанию у опоры. Сперва они могут только подниматься, а вместо опускания на пол просто падают, так как стоять им пока еще сложно. Стоит попробовать научить ребенка падать на «пятую точку», так как это наиболее безопасно.

Попробуйте посадить малыша попкой на дно кроватки. Держа его за ручки, помогайте ему подняться и вновь усесться, повторяйте это как игру много раз, пока он не начнет, поднимаясь у опоры, на автомате падать на попку сам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как снять острую боль в пояснице

Ребенок может достаточно долго вставать у опоры и пройдет еще много времени, прежде чем он пойдет вдоль нее. Перехватывая ручками и не отпуская опору, малыш переносит вес на область рук, ребенок как бы повисает на опоре.

Постепенно малыш начинает ходить, отдвигаясь от опоры, тогда вес переносится на ножки, а ручки начинают служить для подержания равновесия. Это может занять от пары недель до пары месяцев, в зависимости от того, насколько у него натренированы мышцы и развит вестибулярный аппарат.

Во время кормления

Тяжело{q}

Порой от молодой мамы можно услышать что-то вроде: «Сын (дочка) уже весит столько! Как же я буду носить его через пару месяцев!{q}» Да, детки растут, но если мама постоянно носит кроху на руках и делает это правильно, руки привыкают, и постепенное увеличение веса практически не замечается.

Так, мама при необходимости может довольно долго нести даже 3-4-летнее дитя (например, если чадо заснуло). Стоит помнить такую простую истину: ребенка нести всегда намного удобнее и легче, чем что-то ровно такого же веса, но в одной руке, например, в сумке.

Если мама испытывает трудности со спиной, страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата — это повод заняться своим здоровьем, выяснить причины, обратиться за помощью к врачам различного профиля, массажистам.

Как правильно держать новорожденного на руках

На собственном родительском опыте и в практике помощи другим мамам я заметила, что порой женщины старшего поколения еще чаще, чем молодые мамы, стремятся то взять малыша спиной к себе (при этом неестественно прогибаясь в пояснице!

), то посадить его на руку и долго нести. Причем не потому, что так просит ребенок, а просто потому, что других способов себе не представляют. Или (что еще хуже!) стараются пореже брать кроху на руки, так как считают, что носить ребенка очень тяжело, неудобно и вредно для спины.

Так что порой к изучению информации об уходе за младенцем можно и нужно подключать и старшее поколение — тех, кто будет присматривать за малышом в родительское отсутствие. Для обучения навыкам родительства, в том числе способам ношения ребенка, полезно обращаться за помощью к опытным, вырастившим и выкормившим грудью не одного малыша мамам или специалистам по естественному вскармливанию, по уходу за детьми.

Фото предоставили: Ольга Белова, Полина Мальченко, Марина Маслакова, Александра (shusya3), Анастасия Полугрудова.

Кто тогда прав и что делать{q}

Самым частым заблуждением родителей является обучение хождению в ходунках; считается, что с их помощью ребенок может быстрее начать ходить. Но по современным исследованиям, дети, не пользовавшиеся ходунками, начинают ходить точно также, а то и раньше.

А вот дети, много ходившие в ходунках, имели проблемы с опорно-двигательным аппаратом – это проявление плоскостопия и косолапости, нарушения осанки. Конечно, от 10 минут в день в ходунках большого вреда не будет, но сажать ребенка туда на несколько часов, пока вы заняты делами, нельзя.

Не стоит начинать обучение ребенка ходьбе, поддерживая за вытянутые вверх руки, от таких упражнений вреда больше, чем пользы. Но если вам удобно учить ребенка ходить именно таким способом, необходимо поддерживать его подмышками или в области плеч, но никак не за запястья или кисти.

Дети должны учиться ходить самостоятельно только тогда, когда сформируется последний изгиб позвоночника и мышцы со связками будут готовы таким нагрузкам, форсировать события не стоит. Первоначально малыш будет ходить, держать за предметы интерьера, постепенно он будет пробовать шагать, отрываясь от опоры.

Учтите, что обычно быстрее начинают ходить активные детишки с небольшой массой, спокойные пухлячки делают это позднее. Зная физиологические основы начала хождения малыша, можно пользоваться этими данными для некоторого ускорения и помощи в освоении навыка.

Очевидно, по-своему правы все: да, W-поза может появиться в жизни ребенка, который учится ползать и сидеть, но она не должна превращаться в привычку, чтобы не стать причиной развития или усугубления ортопедических и неврологических проблем.

Поэтому задача родителей наиболее активных любителей W-позы в том, чтобы сделать все возможное для предотвращения появления дурной привычки. Например, если малыш еще маленький, играть с ним на полу, держа его у себя на руках или усаживая его в позы на коленях, с вытянутыми ногами перед собой.

Анатомо-физиологические основы хождения

Связки, суставы, кости и мышцы ребенка должны быть готовы к приему новой для себя нагрузки. А значит – для ребенка должно просто наступить время хождения, и у каждого оно свое. Чтобы способствовать развитию опорно-двигательного аппарата, необходимо поощрять движения малыша – ползание, сидение, делать ему массажи и гимнастику.

Чтобы стимулировать желание ребенка ходить, нужно создать для него особенные условия – например, малыш хочет взять игрушку, но не может этого сделать, за ней нужно пройти, оторвавшись от опоры. Разложите вокруг карапуза множество интересных предметов, за которыми необходимо пройти, пусть он тянется за ними, достанет и тщательно изучит. Мой сын готов был ползти за пультом от телевизора куда угодно, за ним же он и пошел.

Ребенок должен видеть примеры двигающихся людей: как они ходят пешком, бегают, почаще гуляйте с ребенком там, где ходят люди. Если он видит только вашего лежащего на диване папу, он будет подражать ему.

Создайте ребенку простор для движения, в ограниченном пространстве желание двигаться быстро пропадает. Пусть кроха ползает на длинные дистанции, пытается сам вставать и ходить, опускаться и ползти дальше — вы лишь идите сзади для подстраховки.

По мере развития ловкости и улучшения координации движений малыш все меньше будет падать, и все больше будет вставать и топать – ведь это так интересно — видно гораздо больше. Чаще занимайте руки ребенка игрушками – чаще всего малыши начинают топать самостоятельно, когда руки заняты.

https://www.youtube.com/watch{q}v=HCL3CS7NrCE

Сначала это будет один-два шага и резкое хватание за опору или падение на попу, но постепенно шагов будет все больше, а движения все активнее. Скоро малыш начнет пытаться бегать, а не просто ходить. Новые ощущения доставляют ему удовольствие, хочется вновь почувствовать свободу движений и он отпускает руки от опоры, учится стоять и ходить более устойчиво.