Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Вступление

 

«Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняются
не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло
в сознание педагогов».

Н.А. Бернштейн

(подсказки для взрослых)

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения,
которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона…
«.

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые
короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время
сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие
движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

«Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Н.А. Бернштейн

Роль пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика используется в качестве оздоровительной профилактики, а в совокупности с точечным массажем нормализует нервно-гуморальные процессы и кровообращение.

Каждый палец воздействует на определенный орган:

  • большой палец – отвечает за активизацию легочной и мозговой деятельности;
  • средний – стимулирует работу печени;
  • мизинец – нормализует деятельность сердечной системы;
  • указательный – отвечает за состояние пищеварительной системы;
  • безымянный – активизирует мочеполовую и нервную деятельность.

От того, насколько полноценно будут задействованы кисти и пальцы малыша, зависит формирование мелкой моторики, взаимосвязанной с речевым развитием, так как мозговые зоны, ответственные за речь и движения, закольцованы между собой и развиваются параллельно.

Пальчиковая гимнастика может выполняться 3 способами:

  • взрослый человек делает все упражнения сам, а ребенок внимательно наблюдает за этим процессом;
  • малыш выполняет движения самостоятельно;
  • взрослый делает гимнастику вместе с ребенком.

Основной целью гимнастики является гармоничное формирование детей. Выполнение пальчиковых движений способствует:

  • навыкам концентрации внимания;
  • возбуждению речевого центра головного мозга;
  • нормализации эмоционального фона, умению повторять действия взрослых людей, осмысливанию слов и речи;
  • при выполнении упражнений с одновременным проговариванием коротких стихотворений совместно с малышом, его речь приобретает яркость, четкость и насыщенность;
  • усиливается контролирование собственных действий;
  • улучшается память и мышление;
  • пальчиковые упражнения способствуют развитию воображения и фантазии;
  • гимнастика развивает гибкость, подвижность и силу кистей, подготавливая их к письму.

Неврологи утверждают, что такие занятия следует начинать с ладони, слегка надавливая на центральную часть, а затем выполняя спиралевидные круги, плавно продвигаясь к тыльной стороне кисти. Все движения выполняются последовательно, медленно, но с небольшим нажимом, для усиления эффективности воздействия на рефлекторные точки.

Массаж детской ручки

В центральной части ладони расположена точка, отвечающая за рефлекторную зону тонкого кишечника

По мнению большинства специалистов, пальчиковая гимнастика чрезвычайно полезна и эффективна для детей любого возраста.

Алгоритм выполнения гимнастики у детей включает в себя:

  • ежедневное массирование пальчиков и кистей рук в течение 3 – 5 минут;
  • поглаживания и растирания ладошек, по направлению снизу вверх и наоборот;
  • растирание и разминание каждого пальца, сначала вдоль, а затем – поперек;
  • спиралевидные растирания пальцев;
  • начиная с 10– месячного возраста, упражнения следует усложнять, предлагая малышу катать между ладонями палочки и шарики разного диаметра;
  • положительное воздействие на моторику и мозговую деятельность оказывает лепка из пластилина или глины, а также отрывание небольших кусков бумаги;
  • одной рукой или обеими, перекладываются небольшие предметы, но при этом нужно внимательно следить за малышом;
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.д.) одной рукой или сразу двумя;
  • малышу можно предложить повторение движений, выполняемых папой или мамой.

Далее возможно включение пассивных упражнений, когда взрослый человек сам сгибает и разгибает пальцы малыша, проговаривая при этом ритмичные стихотворные фразы. Крайне важно, чтобы в комплексное занятие вовлекалась вся кисть и пальцы.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона… «.

Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории (пример смотрите далее).

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Все упражнения разделены на три группы.

Гимнастика для детей от 6 месяцев до 1 года

Многие родители считают, что упражнения для пальчиков можно начинать не ранее, чем малышу исполнится 1 год. Это мнение в корне неправильно, ведь существуют специальные занятия с пальчиками, которые выполняются с шестимесячного возраста малыша.

Ребенок строит башню из кубиков

Предметы, которые используются в ходе игрового занятия с малышом, должны быть безопасными

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Одним из таких упражнений является игра « Строительство домика для гномов». Занятие с ребенком должно проходить в непринужденной, доброжелательной обстановке. В ходе гимнастики взрослый человек подготавливает несколько брусочков, кубиков и других подручных материалов, которые будут помогать в игре и общении с детьми.

Сначала ребенку показывается цветной, яркий кубик, который кладется рядом с ним, а затем папа или мама вслух проговаривают историю или сказку, где присутствует соответствующая теме сюжетная линия. Далее взрослый начинает выставлять кубики, стараясь сосредоточить на этом процессе внимание малыша.

Подобные пальчиковые занятия вызывают интерес у детей, а при выполнении игровых упражнений родителям следует особое внимание обращать на реакцию малыша. Если он не может самостоятельно выполнить действие, нужно обязательно ему помогать.

Помощь при артрозе: 8 простых упражнений для пальцев и ладоней

По статистике, артрозом страдают почти 80% жителей Земли. Это заболевание характеризуется постепенным разрушением хрящевой ткани, выстилающей внутренние поверхности суставов. Особенно неприятно то, что недуг часто поражает молодых людей: начиная с возраста 30 лет вероятность развития патологии неуклонно увеличивается.

Артроз проявляется болью, отеками, периодическими воспалениями суставов, ограничением их подвижности. Больные частично утрачивают трудоспособность, качество их жизни существенно снижается.

Заболевание требует приема обезболивающих и противовоспалительных препаратов, хондропротекторов (средств, способствующих регенерации хрящевой ткани). При обострении больные получают гормональные кортикостероиды.

Вне обострения пациентам, страдающим артрозом, показаны курсы физиотерапевтических процедур, массаж и санаторно-курортное лечение.

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

В большинстве случаев артроз поражает суставы кистей рук. Комплекс упражнений, с которым мы хотим ознакомить читателей, разумеется, не снимает проблемы полностью, но помогает поддерживать суставы в рабочем состоянии и снижает вероятность развития обострений.

— Сожмите вместе все пальцы на одной руке. Другой рукой осторожно выгните сначала все сжатые пальцы, в последнюю очередь в направлении от себя выгните большой палец.

— Сожмите все пальцы в кулак, а затем его медленно разожмите. При этом постарайтесь развести пальцы подальше друг от друга. Затем расслабьте руки и снова их сожмите в кулак. Данное упражнение повторите 5—6 раз.

— Каждый палец слегка потрясите по отдельности, расслабьте, а затем поочередно покрутите ладонями по часовой стрелке и обратно.

— Сложите обе руки вместе, а затем раздвигайте пальцы парами по очереди.

— Скрестите выпрямленные пальцы двух рук так, чтобы они направлены были вверх, а запястья вниз. После этого энергично пальцы выгибайте вниз, чтобы выгнулись вверх запястья.

— Сожмите резко руки в кулаки и сразу их резко распрямите.

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий

— Поочередно нажимайте на большой палец остальными пальцами этой же руки.

— Локти поставьте на стол. Ладони свободно опустите и мягкими, медленными движениями запястий описывайте круги.

— Отставьте большой палец от ладони как можно дальше — верните назад так, чтобы он смог совместиться с указательным пальцем. Затем переместите большой палец далее вдоль по ладони и коснитесь мизинца.

— Положите руки ровно, перед собой. По очереди, начиная с мизинца, раздвигайте пальцы, затем в обратном направлении.

— Указательным пальцем одной руки оттяните по очереди пальцы другой руки. После этого поменяйте руки. В конце данного упражнения сцепите два мизинца и потяните их в разные стороны.

— Соедините обе ладони и отогните пальцы наружу как можно дальше, затем скрестите их и сожмите, затем расслабьте. Повторите это упражнение несколько раз.

Ежедневно наши руки трудятся. Только мало кто уделяет состоянию рук внимание. А ведь надо следить и за кожей рук, за состоянием связок. И в итоге в кистях начинает ощущаться напряжение, суставы хрустят, состояние тонкой кожи быстро ухудшается.

Упражнения для кистей рук и пальцев являются решением многих проблем, профилактикой болезней связок, суставов. Для детей такие лечебные тренировки служат еще и механизмом развития речи, памяти, внимания, мелкой моторики.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Зарядка для суставов от доктора бубновского

Гимнастику для рук и пальцев можно делать прямо дома за столом, для этого не требуется никаких особых условий и тренажера. Но придется придерживаться определенный правил, чтобы такая разминка была максимально полезной.

  1. Нужно выполнять их регулярно, систематично, тогда удастся тренировать каждый палец по максимуму;
  2. Выполняйте комплексы обеими руками, темп для каждой руки одинаковый;
  3. Дышать надо свободно, не задерживайте дыхание;
  4. Выполняйте по три повторения комплекса ежедневно;
  5. Не нужно отвлекаться на что-либо, все внимание — строго на упражнение, чтобы развить дополнительную гибкость.

Стоит отметить, что монахи с Тибета каждое утро начинали с зарядки для пальцев рук. Они считают ее чудодейственным методом для восстановления энергии. Для них это дополнительный источник поддержания жизненных сил.

Снятие усталости

Если вы часто работаете за компьютером или вам приходится заполнять от руки много бумаг, то такая зарядка вам попросту необходима. Но в идеале каждый человек должен каждодневно выполнять эти упражнения, чтобы поддерживать здоровье суставов, сохраняя молодость кожи на более длительный срок.

Онемение пальцев – довольно распространенное явление, которому подвержены люди всех возрастов. Потеря чувствительности, покалывание и ощущение стянутости часто проходят сами собой, поскольку могут быть вызваны переохлаждением, ношением тяжелых сумок или неудобным положением тела.

Однако бывает и по-другому – пальцы остаются как бы замороженными, и не реагируют на прикосновения в течение длительного времени. Что же делать в таком случае и как себе помочь? К счастью, существует абсолютно безопасный способ, с помощью которого можно справиться с данной проблемой.

Вращение

Все упражнения выполняются, сидя на стуле.

  • Вращение рук: можно делать поочередно каждой рукой или двумя руками одновременно. Вытянуть руку вперед и, сгибая в локтевом суставе, вращать по направлению к груди. Кисти можно сжать в кулак либо оставить выпрямленными. Количество вращений – 20.
  • Повторение предыдущего упражнения с вращением, но с изменением направления – все движения совершаются от груди. Повторить 20 раз.
  • Рука вытянута в диагональ, параллельно полу. Выполнять вращательные движения со сгибанием в локтевом суставе по направлению к груди. Затем поменять руку. Количество повторов каждой рукой – 20 раз.
  • Энергично встряхнув руки и расслабившись, приступаем к следующему упражнению. Сначала вытянуть в диагональ одну руку, и вращать ею в направлении от груди, затем то же самое повторить с другой рукой.
  • Кисти рук сложить в замок и вращать в разные стороны, не разжимая пальцев. Это упражнение хорошо разогревает пальчики и разгоняет кровь в области запястья. Особенно полезно выполнять такие движения тем, кто подолгу сидит за компьютером.
  • Вытянув руку вперед, сгибать палец за пальцем, одновременно поворачивая руку к себе. Затем обратное движение – разгибание пальцев по очереди с одновременным поворотом руки от себя. Повторить 30 раз каждой рукой.
  • Упражнение № 10 повторяется, только сразу двумя руками – пальцы сгибаются по одному, руки разворачивается вовнутрь; затем обратное движение.
  • Руки согнуть в локте, и сложить ладони перед грудью (как делают йоги). Давить ладонью на ладонь, напряжение держать в течение 20 секунд. Взаимное давление и сопротивление укрепляет не только мышцы запястья, но и грудные мышцы. Повторить 10 раз.
  • Руки поставить перед собой, и соединить пальцы в горизонтальный замок. Пытаться разорвать замок и сопротивляться при этом пальцами. Локти должны быть параллельными полу и стремиться в стороны. Сделав 20 раз, встряхнуть руки, опустить и расслабить.
  • Повторить предыдущее упражнение: если в замке сверху была правая рука, то изменить исходное положение, и положить сверху левую руку.
  • Энергично сжимать кисть в кулак и полностью разжимать, разводя пальцы. Сделать 10 раз, после чего помассировать каждый палец.
  • Заключительный этап: сделать одновременно глубокий вдох и поднять руки вверх, с выдохом опустить. Повторить 3 раза. Затем выполнить упражнения № 1 и 2 на расслабление.

Для выполнения гимнастики потребуется стул и несколько минут свободного времени.

А еще советуем прочитать:Лечение синдрома запястного канала

  • Расслабление: сидя на стуле, поднять руки вверх, и делать подрагивающие движения кистями, как бы стряхивая с них напряжение, в течение 30-40 секунд. Затем плавно опустить руки.
  • Держа руки вдоль тела кончиками пальцев вниз, повторить предыдущее упражнение.

    Можно представить, что руки по локоть мокрые, и нужно стряхнуть с них лишнюю воду. Время выполнения – до 1 минуты.

  • Статическое напряжение: вытянуть руки параллельно полу в диагональном направлении. Затем тянуться за руками, сильно их напрягая, как будто кто-то тянет за руки.

    Максимальное напряжение должно быть в области локтевого сустава. Пальцы держать плотно прижатыми друг к другу. Время вытяжения – не менее 10 секунд, после руки опустить и слегка встряхнуть.

  • Усложняем задачу: исходное положение то же – руки вытянуты в диагональ, параллельно полу, но кисти нужно согнуть так, чтобы пальцы смотрели вверх. Толкать воображаемые стены, как бы стараясь их раздвинуть, в течение 10 секунд. Затем опустить руки, стряхнуть с них напряжение и расслабить.

Синдромом компьютерной мыши часто страдают офисные работники, которые проводят много времени, напрягая кисти и пальцы

Упражнения при онемении пальцев можно делать и на работе, скорректировать состояние поможет такой мини-комплекс:

  • сжать кисти в кулаки и вращать ими в разные стороны – 10-15 раз;
  • положив кисть ладонью на поверхность стола, поднимать пальцы сначала поочередно, а затем все вместе;
  • надавливать кончиками пальцев одной руки друг на друга;
  • медленно оттягивать большой палец в сторону, как будто тянуть тугую резинку;
  • отгибать каждый палец по очереди вверх, напрягая при этом тыльные мышцы ладони;
  • подбрасывать теннисный мячик вверх или в стену и ловить его кистью.

Народные рецепты

Вернуть пальцам чувствительность могут помочь растирки, массаж и контрастные ванночки. Для приготовления средств на основе проверенных временем рецептов потребуются недорогие и доступные продукты, которые наверняка найдутся в каждом доме.

Одним из самых простых способов, способных принести облегчение, является компресс из тыквенной каши. Ею нужно обложить всю руку, включая плечевую область, и укутать сверху теплым платком. Процедуру повторять до улучшения состояния.

Зайчик

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трёхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

  1. поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз;
  2. разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
  3. растирать пальчики спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка нужно учить:

  • катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
  • рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
  • перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).

После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения ребёнок выполняет сам.

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

  1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт «раз-два». Или: «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений.
  2. «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки и стихи (с. 56-59). Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

    Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение «пароход»), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т. д.

Рассказать с помощью рук итоговую сказку (с. 58) помогут карточки, которые вы найдёте в конце книги (предварительно их нужно разрезать). Чтобы карточки дольше сохранились, обклейте их прозрачной плёнкой или скотчем.

Эти же карточки можно использовать в самом начале занятий, при разучивании упражнений, а также для лучшего запоминания серии упражнений. Например, Вы кладете перед ребёнком 3 картинки и предлагаете запомнить последовательность упражнений. Затем картинки убирают, а малыш выполняет упражнения в нужном порядке.

Когда маленький непоседа уже без труда выполняет все упражнения, приступай те к ещё более сложному заданию: разложите на столе несколько карточек и попросите ребёнка придумать новую историю, используя вместо плана картинки. Затем историю надо рассказать с помощью рук.

Пусть каждая минута совместных занятий вернётся к вам сторицею!

«Сорока»

Сорока, сорока,

(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой)

Где была? Далеко?

Этому дала,

12 пальчиковых игр – для дома, праздника, развивающих занятий

(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца)

Этому дала,

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Гимнастика для суставов норбекова

Этому дала,

Этому дала,

(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки).

Ты дров не рубил,

Ты воды не носил,

Упражнение "Кошечка" для пальчиков

Ты печь не топил,

Ничего не получил.

«Сорока-белобока»

(Указательным пальцем правой руки дети водят по ладони левой.)

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашу варила, на порог скакала,

Гостей созывала.

Гости на двор – кашу на стол.

Этому дала на тарелочке,

(Сгибают поочередно каждый палец, кроме мизинца.)

Этому дала на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

(Стучат указательным пальцем по мизинцу в ритме потешки.)

Ничего не получил.

Идет коза рогатая,

(Правой рукой дети изображают рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец.)

Идет коза бодатая,

Ножками — топ-топ!

(Кончиками пальцев обеих рук ударяют по столу или коленям.)

Глазками — хлоп-хлоп!

Кто каши не ест,

Стопы ребенка

Молока не пьет,

(Хлопают в ладоши.)

Того коза забодает, забодает.

«Ладушки»

Ладушки, ладушки

(Взрослый берет руки ребенка, хлопает ими в ладоши в такт, а на предпоследние слова руки разводит и быстро поднимает на голову ребенка.)

Где были? У бабушки.

Что ели – кашку, что пили – бражку,

Пальчиковая игра "Улитка"

Бражка сладенька,

Кашка масленька,

Ложка маленька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шшшу – полетели, полетели

На головку сели.

«Оладушки»

Бабушка, бабушка

Лепка пластилином

(Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.)

Испекла оладушки.

Один Машеньке,

Один Коленьке…

И т.д., перечисляя всех детей.

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с большого.)

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

(Хлопают в ладоши.)

«Прятки»

В прятки пальчики играли

(Дети ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

«Этот пальчик»

Этот пальчик хочет спать,

(Дети поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Этот пальчик прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул,

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Этот пальчик уж заснул.

(Поднимают большой палец вертикально.)

Тише, тише, не шуми,

Братиков не разбуди!

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

«Фонарики»

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы.

Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!

(пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!

(пальцы сжать)

Упражнение выполнять несколько раз.

«Пальчик-мальчик»
Пальчик-мальчик, где ты был?

(Дети показывают большие пальцы на обеих руках.)

С этим братцем в лес ходил.

(Поочередно соединяют остальные пальцы с большим.)

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(Пальцы рук ритмично соединяются в «замок» и разъединяются.))

Мы с тобой подружим, маленькие пальчики.

(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Раз, два, три, четыре, пять….

(Поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим,

указательный с указательным и т.д.)

Начинай считать опять.

(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередное касание.)

Мы закончили считать.

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)

«В гости»
В гости к пальчику большому

(Пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук.»

Приходили прямо к дому

(Две ладони сомкнуть под углом – «крыша».)

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(Называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем.)

А мизинчик-малышок

(Все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставляются вверх.)

Сам забрался на порог.

(Постучать кулачками друг о друга.)

Вместе пальчики — друзья.

(Ритмично сжимать пальчики в кулачки разжимать.)

Друг без друга им нельзя.

(Соединить руки в «замок».)

«За работу»
(Пальцы сжаты в кулачок.

Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.)

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большаку — дрова рубить.

(Разгибаем большой палец.)

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Печки все – тебе топить.

(Разгибаем указательный и т.д.)

Тебе – воду носить.

А тебе – обед варить

А тебе – посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь да плясать,

Наших деток забавлять.

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

(Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо – влево.)

«Пальчики ложатся спать»
(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик — прикорнул,

Ну а этот долго спал,

А потом будить всех стал.

Встали пальчики! Ура!

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

(Выпрямить все пальцы.)

Нам гулять идти пора!

(Ритмично сжимать и разжимать пальцы.)

«Домик»
(Пальцы сжать в кулачок.

Раз, два, три, четыре, пять —

(Разгибаем пальцы.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично сжимаем и разжимаем пальцы.)

(Сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца.)

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

В домик спрятались опять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулак.)

«Дружные пальчики»
(Дети сжимают пальцы в кулак, медленно разгибают по одному,

начиная с большого.)

Этот пальчик маленький,

Мизинчик удаленький.

Безымянный – кольцо носит,

Никогда его не бросит.

Ну а это – средний, длинный,

Он как раз посередине.

Этот — указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Среди пальцев самый сильный.

«В конце снова сжимают пальцы в кулак,

но большой кладут сверху.)

«Пять маленьких братьев»
(Дети выполняют движения пальцами согласно тексту.)

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Первый палец – боковой –

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

Не зря его называют указательным.

Общие правила выполнения гимнастики

• Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

• Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

1) взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;

2) взрослый выполняет движения руками ребенка;

3) ребенок выполняет движения своими руками.

• Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

• Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.

• При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

• Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

• Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

• Занятия проводятся ежедневно около 5 минут.

• Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.

• Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

• Никогда не следует принуждать ребенка играть. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Для того чтобы пальчиковая гимнастика доставляла детям удовольствие, следует придерживаться определенных условий ее проведения:

  • во время игрового занятия необходимо обязательно сесть напротив малыша так, чтобы лицо и глаза взрослого человека были на одном уровне с ребенком. При выполнении гимнастики вместе с детьми следует демонстрировать увлеченность игрой;
  • до начала активных тренировок следует предварительно разогреть ладошки малыша легкими поглаживающими движениями до появления тепла. Все действия выполняются медленно, с повторами не менее 5 раз (вначале правой, затем левой и обеими кистями одновременно);
  • в гимнастику должны вовлекаться все пальчики, при этом нужно внимательно следить за реакцией детей, что позволит избежать мышечного перенапряжения кистей рук. Все рекомендации произносятся доброжелательным и спокойным тоном, а при необходимости требуется индивидуальный подход к малышу, ни в коем случае нельзя заставлять детей делать то, что им не нравится.

Длительность ежедневного занятия не должна превышать 10 минут. После того, как дети освоили несколько упражнений, рекомендуется дополнять или заменять их другими. Однако необходимо учитывать, что нельзя ставить перед детьми одновременно несколько сложных задач, например, выполнять гимнастику и читать стихи.

Вначале упражнение выполняется медленно, отрабатывается одна рука, затем вторая и обе вместе. В ходе занятий необходимо внимательно следить за правильностью воспроизведения движений ребенком, удерживания положения кистей и переключение между упражнениями.

При необходимости следует помочь малышу. Важно вовлечение в гимнастику мизинцев и безымянных пальчиков, так как они более слабые. Движения следует обязательно чередовать (сжатие – растяжение – расслабление).

Регулярное выполнение пальчиковой гимнастики, помимо улучшения моторики, речевой и мозговой деятельности, способствует разработке суставов. Каждому упражнению должна соответствовать своя картинка, для того, чтобы малыш сумел воссоздать зрительный образ.

Пальчиковая гимнастика – это не только яркое развлечение для малыша, но и достаточно хорошее подспорье для родителей, так как позволяет улучшить двигательную координацию малыша, память и концентрацию внимания.

Гимнастика при болях в кистях рук

Фонарики

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL D

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Задать вопрос педиатру, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Наши руки ежедневно находятся в постоянном напряжении, а мы совершенно не задумываемся о последствиях современного ритма жизни.

Всегда находятся дела поважнее, чем уход за связками и суставами. Хотя простая лечебно-профилактическая гимнастика для рук помогает развить и укрепить суставы пальцев и кистей, делая их сильнее и выносливее.

Суставы рук, пораженные артритом, артрозом или остеохондрозом, менее подвижны, но выполняя ежедневно специальный комплекс упражнений вы снова сможете ощутить легкость и свободу в движениях.

Мышцы рук чаще всего находятся в подвижном состоянии, поэтому на них сосредоточена основная нагрузка. Из-за постоянного напряжения может произойти защемление нервных окончаний в кистях.

В медицине данная болезнь называется «синдром запястного канала», который довольно легко обнаружить, не выходя из дома.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Временная инвалидность после травмы позвоночника

Если не выполнять специальные упражнения для рук, в скором времени в суставах и мышцах появится боль, которая постепенно будет нарастать, а в конечном итоге выльется дрожью в пальцах.

Если игнорировать проблему и дальше, то в конечном итоге неизбежно хирургическое вмешательство.

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Статистика показывает, что каждый третий офисный работник страдает от заболеваний суставов рук, в зону риска можно отнести и другие профессии, такие как парикмахер, музыкант, мастер спорта, строитель.

Стоит сказать о том, что злая участь чаще настигает женщин, нежели мужчин, так как женский пол имеет более узкий запястный канал.

Лечебно-профилактическая гимнастика для кистей и суставов пальцев рук рекомендована абсолютно всем людям, независимо от того, присутствуют ли симптомы суставных заболеваний, или их не наблюдается.

На руках расположено множество точек, которые отвечают за весь организм, более того, они способствуют развитию мозговой активности, поэтому выполняя гимнастику вы не только разрабатываете конечности, а стимулируете весь организм в целом.

Для детей есть специальные упражнения в игровой форме, действие которых направлено на развитие мышления, памяти и внимания.

Каждый палец отвечает за определенную часть нашего организма:

  • мизинец – половые органы и выделительная система;
  • безымянный – желудок;
  • средний – сердечно – сосудистая система;
  • указательный – кости и мышечные волокна;
  • большой – нервная система.

Предлагаемый ознакомиться с комплексом упражнений, действие которых направлено на укрепление суставов пальцев и кистей рук, а также профилактику заболеваний, таких как артрит, артроз и иные.

Данное упражнение рекомендуется выполнять в качестве разминки. Прижав большие пальцы к ладони, сжимайте конечности, задержите кисть в таком положении до одной минуты, а после – расслабьте кулак, и отведите их на максимальное расстояние друг от друга. Действие выполнить не менее восьми раз для каждой руки.

Способствует уменьшению боли и судорог, а также увеличению динамичности суставов. Для выполнения данногоупражнения вам понадобится стол или любая твердая поверхность.

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Ладони должны находиться на столе или на твердой поверхности, затем медленными и осторожными движениями выпрямите руку, чтобы она максимально близко прикоснулась к столу, при этом важно не перенапрягать кисть, оказывая на нее сильное давление.

Растяжка ногтей

Развивает подвижность суставов. При его выполнении ладонь должна быть направлена на вас, согните пальцы до основания. В правильном положении кисть будет выглядеть как лапа тигра. Задержите на 60 секунд свою ладонь в таком положении, после чего плавно разогните в обратном направлении. Движение выполнять также не менее 4 раз на одну руку.

По названию можно понять суть выполнения. Способствует укреплению мышц, поможет развить гибкость в суставах. Для его выполнения вам понадобится ровная твердая поверхность.

Расположите кисть на столе ладонью вниз. После чего совершите медленное поднятие пальца со стола, а затем не задерживая в этом положении, медленно опустите. Проделайте это движение со всеми пальцами поочередно, а потом всеми сразу, не забывая о большом. Совершить данное действие не менее 8 раз.

Удары по столу тоже могут быть полезными, как это ни странно

Ежедневное повторение данного действия позволит усовершенствовать навыки полезные в быту. Упражнение стоит выполнять в целях профилактики.

Вам будет необходима не тугая резинка. Ее следует надеть у основания кисти, а затем положить ладонь на стол. Осторожно отставьте максимально далеко от ладони большой палец. Удерживайте не более одной минуты в таком положении, после чего расслабьте его.

Действие произвести 10-15 раз на каждую руку. Такую тренировку рекомендуется выполнять 3 раза в неделю.

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Упражнение с резинкой

Внимание!

Ежедневное выполнение этого упражнения поспособствует уменьшению болевых ощущений в кисти при артрите. Также «касание» позволяет улучшить навыки необходимые в быту.

Выпрямите ладонь прямо перед собой, расположите запястье так, чтобы оно приняло горизонтальное положение. Начиная от указательного пальца, касайтесь большого, показывая букву «О», так поочередно выполняйте каждым.

Задержитесь в этом положении минимум на 30 секунд. Выполните действие каждым пальцем и не менее четырех повторений каждой рукой.

Рисование в воздухе — отличная гимнастика

Упражнение сосредоточенно на уменьшение мышечной боли в больших пальцах.

Расположите руку тыльной стороной ладони на себя. Согнув палец, задержите в таком положении не более 1 минуты. Ослабьте и повторите около 4 раз. Оставив ладонь в исходном положении, достаньте большим пальцем к краю ладони на противоположную сторону, прилагая усилие только нижней частью сустава.

Зафиксируйте это положение от 30 секунд до 1 минуты. Совершите повторение 4 раза каждой ладонью.

Согните запястье как можно ближе ладонью к предплечью. Верните в прежнее положение. Согните кисть в противоположную сторону максимально близко к предплечью. Повторить 8 раз на каждую руку.

Для уменьшения боли при артрозе кистей рук рекомендуется делать упражнения с дополнительным предметом. Можно использовать гибкий эспандер, или мягкий мячик. Сожмите мяч или эспандер. Зафиксируйте в таком положении на 10 секунд.

Выполняя сжатие, вы не должны ощущать даже незначительную боль. Ослабьте ладонь. Совершите около 15 сокращений. Выполнить сжатие не рекомендуется при воспалении суставов.

Упражнения зачастую будут сопровождаться болевыми ощущениями, но несмотря на это, нельзя ими пренебрегать.

Сжимайте и разжимайте ладонь в кулаке. Можно сжимать пластилин, это поможет восстановить контроль над мышцами. Такое упражнение выполнять минимум трижды в день, но по возможности можно и больше.

Для разработки и укрепления суставов очень эффективным является упражнение со стулом. Для этого вам нужно сесть, плотно сжать руки перед собой и поочередно наклонять в стороны. Это упражнение делается плавно и медленно. Выполнять по 8 наклонов влево и вправо.

ЛФК для кистей рук при ревматоидном артрите играет важную роль в восстановлении больного. Ведь под влиянием патологического процесса в суставах происходит разрушение костной и хрящевой тканей, ограничение подвижности и прогрессирование дегенеративно-дистрофических процессов.

Основное правило успешного применения ЛФК при ревматоидном артрите заключается в том, что ее можно делать только в период ремиссии. Во время обострения заболевания проведение упражнений категорически запрещено.

Специалист по лечебной физкультуре разрабатывает специальный комплекс движений для каждого больного. Ведь длительность занятий, интенсивность нагрузок и диапазон зависят от стадии заболевания, степени выраженности дегенеративно-дистрофических изменений в суставах рук и других параметров.

Гимнастика для пальцев рук для детей, упражнения, развивающие моторику

Первые занятия должны проходить под присмотром специалиста, в дальнейшем зарядку можно делать и дома. Упражнения при ревматоидном артрите кистей нужно проводить несколько раз в день. Допускается до 5-8 подходов в сутки.

Спорт для суставов поможет улучшить кровообращение и уменьшить воспаление в тканях. Регулярные физические упражнения окажут стимулирующее действие на лимфоотток, вследствие чего спадут отек и покраснение.

Важно!

Дополнительным плюсом проведения гимнастики является тренировка мышц, повышение их тонуса и эластичности.

На фото — массаж кисти

Главное — это делать комплекс движений спокойно, чтобы не допустить возникновения неприятных ощущений; категорически запрещено выполнять упражнения через силу. Если ревматоидный артрит поразил только одну кисть, упражнения надо делать на обеих руках.

Гимнастика при ревматоидном артрите включает несколько основных упражнений. С их помощью активизируется кровообращение, уменьшаются отек и болезненные проявления, увеличивается объем движений в пораженных суставах, восстанавливаются хватательные способности и повышается ловкость.

Лечебная физкультура при ревматоидном артрите:

  1. Сожмите руку в кулак на 30-60 секунд. Делать это надо осторожно, без резких движений. Большой палец при этом должен быть поверх остальных. После чего растопырьте пальцы, чтобы они были как можно дальше друг от друга. Упражнение надо повторить не менее 4-5 раз.
  2. Растягивание кисти. Положите руку на плоскую поверхность и плотно прижмите. В этом положении кисть должна оставаться 30-60 секунд. Количество подходов составляет не менее 4-5 раз.
  3. Растяжка для фаланг пальцев. Поверните руку ладонной поверхностью к себе и согните пальцы таким образом, чтобы каждый из них дотянулся до бугорка у основания фаланги. Задержитесь в таком положении на 30-60 секунд. Визуально рука будет выглядеть как «коготь». Повторите упражнение 4-5 раз.
  4. Усиление с помощью дополнительных предметов. Возьмите в руку мягкий мячик и сожмите его как можно сильнее на несколько секунд. Важно, чтобы при этом отсутствовала боль. При выполнении упражнения не нужно прилагать чрезмерных усилий. Повторить движение надо 10-15 раз каждой рукой. Этот спорт для пальцев нельзя делать ежедневно, так как мышцы должны отдыхать и восстанавливаться перед каждой следующей зарядкой. Допускается проведение упражнения 2-3 раза в неделю.
  5. Тренировка мышц между большим и другими пальцами. Для этого надо ущипнуть мягкий мяч и задержаться в таком положении на 15-30 секунд. Полноценная тренировка состоит из 10-15 упражнений, которые надо делать 2-3 раза в неделю. Это движение запрещено в том случае, если ревматический процесс поразил большой палец руки.
  6. Отодвигание большого пальца. Положите руку на твердую поверхность и максимально отведите 1 фалангу; повторяйте движение 10-15 раз каждые 2-3 дня.
  7. Сгибание первого пальца. Поднимите руку ладонью к себе, отведите 1 фалангу как можно дальше в сторону, затем дотянитесь до основания мизинца и зафиксируйте это положение на 30-60 секунд. Повторите упражнение 4-5 раз.
  8. Прикосновения к большому пальцу. Дотроньтесь указательным пальцем к большому, образуя букву «О». Повторите движение средним, безымянным и мизинцем.

Народные рецепты

Багульник болотный, настоянный на яблочном уксусе в соотношении 1:3, применяют для растирания рук. Процедуру проводят 3 раза в день.