Профилактика нарушений осанки у детей

Как действует корректор осанки?

Корректор осанки имеет следующий механизм лечебного и профилактического действия. Во время статического положения позвоночного столба мышцы испытывают неизменяющуюся нагрузку и находятся в несимметричном тонусе, а межпозвонковые суставы и диски при этом длительное время находятся без движений.

При воздействии корректора происходит смена сокращения и расслабления мышц. Эластичный корректор осанки и сокращенная мышца действуют как пружинный маятник. Позвоночный столб совершает легкие колебательные движения, слегка сгибаясь и разгибаясь с частотой 5-10 движений в минуту.

Рефлекторные маятникообразные движения, с одной стороны, дают передышку перерастянутым гипотрофичным мышцам, а с другой — заставляют их сокращаться в новом правильном положении. Повышается тонус и снижается порог возбудимости.

Нарастает мышечная масса и нормализуется сила сокращения. Причем происходит это не за счет увеличения нагрузки на позвоночный столб, а за счет чередования отдыха и напряжения. Такая своеобразная рефлекторная лечебная гимнастика и позволяет достичь положительного эффекта.

Во время рефлекторных маятнико-образных движений мышцы, находящиеся в гипертонусе, растягиваются, расслабляются, тонус их снижается. Аналогичный механизм расслабления мышц присутствует в мануальной терапии.

Постепенно рефлекторные маятникообразные движения выводят позвоночный столб в правильное положение, в этом положении формируется новый  навык поддержания  осанки  и  происходит перестройка собственного мышечного корсета.

За счет разгрузки тел позвонков (реклинация) более правильно распределяются векторы силы, действующие на суставной и связочный аппараты, в результате чего со временем восстанавливается их нормальное функционирование.

Чередование сокращения и расслабления мышцы улучшает ее кровоснабжение. В мышцу поступает достаточное количество кислорода и питательных веществ, она сохраняет нормальный тонус и эластичность. Кроме того, правильно распределяя нагрузку на мышцы-антагонисты, корректор осанки способствует их симметричному развитию и формированию собственного мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в правильном положении.

Воздействие корректора осанки также уменьшает и оптимизирует распределение нагрузки на тела позвонков как непосредственно, так и вследствие формирования мышечного корсета. Снижается вероятность развития остеохондроза и других заболеваний позвоночного столба.

Корректор осанки W711 устроен так же, как F4401, но сделан из легкорастяжимого материала. Он показан детям маленького роста, людям с ослабленной мускулатурой. Корректор не предназначен для значительных нагрузок. Его обычно используют в тех случаях, когда применение F4401 причиняет неудобства.

Корректор осанки F4402 предназначен для профилактики и устранения кифотической деформации. Он способствует разгрузке тел позвонков, практически не затрудняет движения. Корректор рекомендуется использовать детям 10-12 лет и взрослым при кифозе, остеохондрозе, заболеваниях позвоночного столба, при которых необходима разгрузка тел позвонков (остеохондрозе тел позвонков, последствиях травм и операций) и для профилактики. Малоэффективен при сколиозе.

Корректор осанки F4602 обладает комплексным воздействием практически на весь грудной отдел позвоночного столба (от позвонка Т3 до T5-T12). Корректор осанки разгружает тела позвонков, уменьшает кифотическую деформацию.

При его использовании происходит также равномерное распределение боковых нагрузок, что способствует симметричному развитию мышц и уменьшению дугообразных деформаций позвоночного столба при сколиотических нарушениях.

Использовать его можно детям с 6-8 лет и взрослым. Корректор осанки эффективен в комплексе лечения и профилактики кифоза, сколиоза и при их сочетании, по широким показаниям при заболеваниях и последствиях травм и операций грудного отдела позвоночного столба для лечения, реабилитации и профилактики осложнений.

Общие сведения

Нарушения осанки у детей — различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников.

При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.

Нарушения осанки у детей

Нарушения осанки у детей

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Плосковогнутая спина

Плоская спина характеризуется сглаженностью физиологических изгибов позвоночного столба; лопатки имеют крыловидную форму (внутренние края и нижние углы лопаток расходятся в стороны). Грудная клетка недостаточно выпуклая, смещена вперед; нижняя часть живота выдается вперед.

Определив у ребенка данный тип нарушения осанки, необходимо обязательно осмотреть его спину в горизонтальной плоскости (проба с наклоном вперед), чтобы определить наличие или отсутствие признаков поворота позвоночного столба вокруг вертикальной оси (ротации), проявляющихся мышечным или реберно-мышечным валиком.

[7], [8], [9]

Плосковогнутая спина — этот тип осанки встречается редко. У детей такое нарушение осанки при сравнительно плоской спине ягодицы выступают резко назад; таз сильно наклонен вперед; линия ОЦТ туловища проходит впереди тазобедренных суставов; шейный лордоз и грудной кифоз уплощены, а поясничная область позвоночного столба втянута.

При возникновении нарушений осанки, в частности, круглой и кругло-вогнутой спины, у детей наблюдается снижение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, пищеварения, ретардация физического развития, а при плоской и плосковогнутой спине — еще и нарушение рессорной функции позвоночного столба.

[10], [11], [12], [13], [14]

Классификация

В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:

  • сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
  • увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
  • увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
  • увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
  • увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).

Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.

Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины. При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.

Симптомы нарушений осанки у детей

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Сколиоз

Нарушения осанки во фронтальной плоскости — сколиоз. Это тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся его боковым искривлением и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси — торсией. В зависимости от дуги искривления позвоночного столба различают несколько типов сколиоза.

Вершина искривления позвоночного столба находится на уровне T4-T5 позвонков, сопровождается ранними деформациями в области грудной клетки, изменениями лицевого скелета.

[15], [16], [17], [18], [19]

Грудной сколиоз

Вершина искривления позвоночника при грудном сколиозе располагается на уровне T8-T9 позвонков. Искривления бывают право- и левосторонние. Как правило, грудной сколиоз у большинства больных сопровождается деформациями грудной клетки, развитием реберного горба, выраженными функциональными нарушениями внешнего дыхания и кровообращения.

Характерными признаками такого типа сколиоза являются: плечо со стороны выпуклости приподнято, лопатка расположена выше, позвоночный столб в грудном отделе искривлен, реберные дуги асимметричны, таз смещен в сторону искривления, живот выпячен вперед.

С-образные сколиозы формируются при укорочении мышц, имеющих места прикрепления на обширной области позвоночного столба и ребер. Так, например, наружная косая мышца прикрепляется от подвздошной кости до VI ребра.

S-образный сколиоз

Комбинированный, или S-образный сколиоз характеризуется двумя первичными дугами искривления — на уровне T8-T9 и L1-L2 позвонков. Это прогрессирующее заболевание проявляется не только в деформации позвоночного столба, но также в нарушении функции внешнего дыхания, кровообращения и характерной болью в крестцово-поясничной области.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Лечение шейного миозита. Медикаментозные и домашние методы

S-образный сколиоз характеризуется тем, что поясничный отдел формирует выпуклость сколиоза вправо, а грудной — влево при укорочении внутренней косой мышцы живота. Такой сколиоз позвоночного столба часто сопровождается реберным сколиозом, так называемый «реберный горб», который особенно хорошо диагностируется в сагиттальной плоскости, в то время как S-образная деформация сопровождается незначительной латерофлексией границ отделов позвоночного столба.

Часто S-образный сколиоз формируется при сочетании С-образных сколиозов соседних отделов при их противоположной направленности.

Врожденный сколиозредко обнаруживается до пятилетнего возраста, при этом, как правило, изменения позвоночного столба локализуются в переходных областях: пояснично-крестцовом, пояснично-грудном, шейно-грудном;

Казьмин и соавторы (1989) предлагают классифицировать сколиозы на две группы:

  1. 1-я группа — дискогенные сколиозы, возникающие на основе диспластического синдрома;
  2. 2-я группа — гравитационные сколиозы.

На основании анализа данных гониометрических и клинических исследований Гамбурцев (1973) рекомендует выделять пять степеней сколиоза:

  • I степень — незначительные нарушения осанки во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка). Искривление неустойчиво, едва намечается, суммарный показатель сколиоза — 1-4°. При слабом мышечном корсете и неблагоприятных условиях позы (например, длительное сидение за партой, не соответствующей росту) эти изменения могут стать более устойчивыми.
  • II степень — нефиксированный (нестойкий) сколиоз. Фронтальная кривизна позвоночного столба более выражена, однако устраняется разгрузкой (при поднятии рук или повисании), наблюдается разница в подвижности позвоночного столба вправо и влево, суммарный показатель сколиоза — 5-8°.
  • III степень — фиксированный сколиоз. При разгрузке получается только частичная коррекция (имеет место остаточная деформация)! Намечается ротация позвонков, деформация тел позвонков еще не выражена и реберный горб отсутствует, суммарный показатель сколиоза — 9-15°
  • IV степень — резко выраженный фиксированный сколиоз, не поддающийся коррекции. Тела позвонков деформированы, нередко имеют место выраженный реберный горб и поясничный валик. Разница при наклонах вправо и влево значительна, суммарный показатель сколиоза — 16-23°
  • V степень — тяжелые осложненные формы сколиоза со значительной деформацией тел позвонков, резко выражены торсии позвонков, реберный горб и поясничный валик, суммарный показатель сколиоза — более 24° (может достигать 45° и больше).

trusted-source

В практической работе чаще всего пользуются делением сколиозов на три степени: I степень — нефиксированный сколиоз (5-8°); II степень — фиксированный сколиоз (9-15°); III степень — резко выраженный фиксированный сколиоз (более 16°).

Классифицировать выраженность сколиоза можно с помощью методов Чаклина и Кобба.

Используя методику Чаклина, на рентгенограмме проводят несколько прямых линий между позвонками, а затем измеряют углы между ними.

Степени тяжести сколиоза

По Чаклину (1973)

По Коббу (1973)

I

II

III

IV

180-175

175-155

155-100

Меньше 100

Меньше 15

20-40

40-60

Больше 60

По методике Кобба на рентгеновском снимке позвоночного столба измеряется S-образное двойное искривление. В верхнем участке искривления с помощью линейки проводят две горизонтальные линии: одна над верхним позвонком, от которого идет кривизна, другая — над нижним.

Если провести две линии, идущие перпендикулярно первым, то образуется угол, который и измеряется. При сравнении этих методов можно заметить, что принцип измерения у них практически одинаков. Разница состоит в том, что по методу Чаклина, чем больше градусов в исследуемом угле, тем легче степень болезни, а по методу Кобба — наоборот.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости приводят к изменению геометрии масс тела человека. Исследования, проведенные Беленьким (1984), позволили определить локализацию ЦТ сегментов туловища относительно фронтальной плоскости наиболее типичных больных с различными искривлениями позвоночного столба.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что ЦТ горизонтальных сегментов туловища группируются на вогнутой стороне искривлений. В области вершин искривлений расстояние между центром тяжести сегмента и центром позвонка во фронтальной плоскости наибольшее — 10-30 мм, а в соседних сегментах по мере удаления от вершин это расстояние уменьшается.

Кроме того, ЦТ сегментов, сохранив свое положение в средней части туловища, в то же время оказываются в стороне от продольной оси тела, на которой они размещались до болезни. Дальше всего размещаются ЦТ тел сегментов, где расположены вершины искривлений (расстояние между центром тяжести сегмента и осью тела достигают 5-15 мм).

Изучение соотношения масс тела у больных сколиозом позволило автору выявить тот факт, что ЦТ сегментов туловища, несмотря на существенное боковое смещение позвоночного столба, локализуются около продольной оси тела, вследствие чего линия, вдоль которой действует вес тела, занимает центральное положение, она проходит в стороне от сколиотических искривлений позвоночного столба, пересекая его только в области «нейтральных» позвонков.

Исследования позволили определить биомеханические особенности вертикальной позы больного сколиозом, сущность которой заключается в следующем. Искривление позвоночного столба сопровождается постоянным напряжением мышц на стороне выпуклости.

Для того чтобы работа мышц в грудной области была бы не столь интенсивной, больной, как правило, смещает голову в сторону выпуклости грудного искривления.Чтобы облегчить работу мышц поясничного отдела, противодействующих силам гравитации, необходимо сместить линию действия веса тела к поясничным позвонкам.

Это достигается за счет девиации туловища в сторону выпуклости поясничного искривления,а благодаря фронтальному перемещению таза ОЦМ тела проецируется на середину опорного контура, вследствие чего обе ноги нагружаются одинаково.В итоге больной принимает типичную для сколиоза удобную стойку.

Нарушение осанки сопровождается также функциональной недостаточностью стоп:

  • вальгирование (прогиба ние внутрь) стоп под нагрузкой;
  • слабость мышц свода стопы;
  • ухудшение эластических свойств связок;
  • быстрая утомляемость стоп и голени, особенно при статических нагрузках;
  • ощущение тяжести в ногах;
  • пастозность (отечность) голеней;
  • болевые ощущения.

Профилактика нарушений осанки у детей

Давайте разберемся что такое сколиотическая осанка и чем она отличается от сколиоза? Медицинское определение сколиотичной осанки – смещение позвоночного столба вбок (фронтальная плоскость). Эту патологию легко можно увидеть.

Но отличие от сколиоза в том, что асимметрия, неровности и выгнутость позвонка исчезают, если человек наклоняется вперед, либо ложится. Ребенку для получения точного диагноза придется сделать боковую рентгенограмму позвоночника.

Тогда — уже после получения диагноза – с учетом советов врача, нужно лечить ребенка, используя комплексный подход. И упражнения при сколиотической осанке для детей вам очень пригодятся. Вы можете подключить к упражнениям еще и ортопедический корсет (по показанию врача), контролировать как ваш ребенок сидит и стоит и вместе с ним работать над устранением вредных привычек. Возможно вам порекомендуют заниматься в специальных центрах с инструкторами- профессионалами.

Сколиотическая осанка предтеча сколиоза. Эти две патологии схожи — и при сколиотической осанке и при сколиозе есть выгиб позвоночника, лопатки и плечи расположены не симметрично, асимметрия наблюдается также и в области талии. Положение таза, как правило, может быть ровным.

Упражнения при сколиотической осанке у детей способны остановить деформацию позвоночника и сделать осанку более правильной, при этом мышцы туловища укрепляются нет мышечного дисбаланса.

Упражнения при искривлении осанки (сколиозе) для детей должны выполняться ежедневно, с постепенным увеличением нагрузки и включают следующий комплекс:

  • В позиции стоя – нижние конечности расположены на ширине плеч, а руки на поясе. На счет – один-два необходимо сделать наклон тела вперед, вниз и прикоснуться пальцами к полу на выдохе, после чего на счет три-четыре возвратиться в первоначальное положение и произвести вдох. Количество повторов – не менее семи.
  • В положении стоя, руки расположить за головой, спина должна быть прямая, проводить круговые движения туловищем. В положении туловища сзади совершаем вдох, спереди – выдох. Повторений должно быть не меньше семи.
  • В позиции стоя, расположить руки перпендикулярно телу и совершить поворот туловищем вправо, вернуться в первоначальную позицию, а затем сделать поворот влево. Повторять упражнение следует от шести до десяти раз.
  • В положении стоя с расположенными на боках руками, осуществлять повороты головы вправо и влево. Количество повторов упражнение не меньше шести.
  • Из положения стоя, с расположенными по бокам руками, осуществлять повороты тела как можно глубже – вправо на вдохе – первоначальное положение – влево на выдохе. Упражнение повторяется от шести до десяти раз.
  • Стоя с расположенными на ширине плеч ногами, за спиной необходимо держать гимнастическую палку на уровне лопаток и совершить наклон туловища вперед, возвратиться в первоначальную позицию на вдохе и сделать небольшой наклон тела назад на выдохе. Повторять упражнение следует не меньше шести раз.
  • В положении на коленях, руки упираются о пол ладонями, на вдохе необходимо поднимать голову и смотреть вверх, после чего голову нужно опустить и на выдохе выгнуть спину. Количество повторов от шести до десяти раз.
  • В позиции лежа на животе, ступни ног должны быть закреплены, а в руках нужно держать груз весом приблизительно двух – двух с половиной килограмм (например, мешочек с песком, гантельки). На вдохе необходимо прогнуться и поднять руки с грузом, после чего сделать выдох и возвратиться в исходную позицию. Упражнение производится не менее шести раз.
  • Необходимо сесть на пол и опереться сзади ладошками о пол, после чего на вдохе одновременно поднять нижние и верхние конечности на сорок пять градусов, далее на выдохе вернуться в первоначальную позицию. Количество повторов от шести до десяти раз.
  • Стоя с расположенными на ширине плеч ногами, необходимо держать эспандер в руках за затылком, далее на счет один-два развести руки в стороны и прогнуться в груди сделав вдох. Затем на счет три-четыре возвратиться в первоначальное положение и осуществить выдох. Упражнение повторять от шести до десяти раз.
  • Расположив ладони рук на поверхности лба необходимо наклонять голову вперед с преодолением сопротивления от рук и задерживая дыхание. Затем возвратиться в первоначальную позицию, совершить вдох и выдох. Упражнение повторяется по четыре раза, с перерывом не более десяти секунд, напряжение мышц во время упражнения должно составлять четыре секунды.
  • Стоя с расположенными на затылочной поверхности руками, необходимо отводить голову назад, преодолевая при этом сопротивление рук. Далее нужно плавно опустить руки и осуществить вдох и выдох. Данное упражнение выполняется также четыре раза, с перерывом в десять секунд, с напряжением мышц в течение четырех секунд.
  • Стоя с расположенными на ширине плеч нижними конечностями, необходимо осуществить наклон туловища вперед и встряхнуть расслабленными руками, после чего вернуться в первоначальную позицию. Количество повторов – не меньше семи.
  • Необходимо лечь на спину в виде звезды, т.е. расставить в стороны верхние и нижние конечности, расслабить все мышцы на протяжении пятнадцати секунд.
  • Упражнение, при котором необходима ходьба с периодическим хождением на носках. Можно его дополнить одновременным поднятием рук вверх. Повторять не меньше четырех – пяти раз.

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Жжение в грудном отделе позвоночника

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Упражнения при искривлении осанки (сколиозе) для детей

Если осанка уже нарушена и вам об этом сказал врач, рекомендуем обратить внимание на следующие упражнения. Вам понадобится зеркало.

Упражнение 1

Встаем возле стены, касаясь ее лопатками, пятками, ягодицами и затылком. Разводим руки до уровня плеч ладонями от стены. Медленно скользим вдоль стены руками, не меняя положения спины – по прежнему все, что стены касалось и должно ее касаться, вниз и вверх.

Упражнение 2

В этом упражнении большую роль играет зеркало. Встаньте напротив него и прижмитесь к стене так, как описано в предыдущем упражнении. Теперь ваша задача отойти от сены так, чтобы спина оставалась в том же положении, как будто вы продолжаете опираться на стену. Медленно отходим от стены, проверяя свою осанку в зеркале. Так раза три- четыре.

Упражнение 3

Исходное положение такое же, как и в предыдущих двух упражнениях – у стены. Руки положите на пояс. Локти должны касаться стены. Скользим вдоль спины ягодицами, руками, лопатками и затылком и медленно садимся, а потом так же медленно встаем.

Пожалуйста, наблюдайте за собой в зеркале. А два вашего ребенка «зеркалом» будете вы. Пять таких медленных приседаний и можно сделать перерыв. Когда вы привыкнете делать это упражнение, то можно добавить количество приседаний.

[2], [3], [4], [5]

Упражнение 1

Исходное положение – лежа на животе, руки вытянуты перед собой. Пусть ваш ребенок одновременно медленно поднимет вверх руки и ноги, слегка прогнувшись в пояснице. В верхней точке нужно задержаться на пару секунд и медленно вернуться в исходное положение. Пять повторений.

Упражнение 2

Исходное положение то же, но ладошки ребенка должны упираться в пол . Не отрывая рук от пола и опираясь на них, нужно вытягиваю голову вверх подняться как можно выше и прогнуться назад. Потом медленно вернуться в исходное положение.

Упражнение 3

Исходное положение – стоя. Ребенок должен согнуть руки в локтях, затем кисти рук максимально прижать к плечам, большой палец обязательно касается плеча. После этого в напряженном состоянии развести пальцы рук в стороны.

Локти прижаты к туловищу – делайте все по описании поочередно, так вам проще будет понять, что же делать. Итак, ребенок с растопыренными пальцами и прижатыми локтями стоит, вытянувшись в струнку и слегка отклонив голову назад.

Профилактика нарушений осанки у детей

Теперь путь медленно ведет локти вперед, пока они не соприкоснуться, а голову одновременно положит на локти. Потом расслабиться и досчитать до пяти. Медленно отвести локти и голову назад. При этом остро чувствуется напряжение в мышцах шейного отдела и давление подбородка. Упражнение повторить пять раз.

Упражнение 4

Исходное положение лежа на полу животом вниз. Сложенные ладони у подбородка затем нужно сделать такое движение, как будто ты в воде и разводишь воду руками в сторону. Ладони ребенок разводит от себя, потом сгибает руки в локтях перед собой, опускает голову на ручки и немного отдыхает. Работают мышцы шейного отдела, плечи, спина и руки. Пять повторений.

[6], [7], [8], [9]

Упражнение 5

Исходное положение – лежа на спине, две ноги ребенок должен поднять на сорок пять градусов и «крутить велосипед» в воздухе . Десять вращений вперед, потом можно опустить ножки и дать ребенку отдохнуть, потом десять вращений назад.

Упражнение 6

Ребенок в исходном положении на спине, вытянувшись ровно, руки вдоль тела. Ноги надо держать вместе и медленно поднять их над полом невысоко (но начинающие могут чуть повыше – упражнение достаточно сложное), потом пусть разведет широко ножки посчитает «раз, два, три» сведет снова вместе и опустит на пол. Десять повторений. Следите за дыханием ребенка – оно должно быть плавным, спокойным.

Для поддержания правильной осанки необходимо делать 15минутные перерывы в процессе выполнения домашних заданий. Один перерыв в час. При этом ребенок должен встать, походить, или сделать пару упражнений.

Можно сделать и так – встать коленями на стул, голову положить на стол на сложенные руки, при этом напрячь спину и изогнуть ее мостиком. Потом расслабить мышцы спины и немного полежать расслабившись.

Правильная осанка – это правильно кровоснабжение органов, отличная работа легких, хорошее эмоциональное состояние. Сутулящиеся люди чаще и чувствуют себя подавленными, это уже доказано учеными Объясните это своему ребенку и он вас поймет.

упражнения для профилактики нарушения осанки у детей

Самое легкое упражнение для исправления осанки – ходьба на носочках с книгой на голове. Вы можете тоже положить себе на голову книгу и ходить вместе с ребенком. Устройте соревнования – у кого первого книга упадет, тот проиграл.

Хорошие упражнения для спины – поза Планки и отжимания от пола. Детям тяжело отжиматься. Поэтому можно начать их тренировать отжиматься с колен. Упор делается на руки и согнутые колени. Руки широко и симметрично относительно головы разведены в стороны. Спина прямая.

Голова не опущена – взгляд вперед. Достаточно пары отжиманий по три подхода. Постепенно увеличивайте количество отжиманий, а потом пусть ребенок отжимается, упираясь на носки. Мамам и папам тоже не вредно будет присоединится к ребенку. Тут тоже возможны соревнования — кто лучше отожмется, кто сделает большее количество отжиманий.

Поза планки. Можно упираться на локти и носки. Тело вытянуто в струну, спина прямая, глаза смотрят вперед, а не вниз. Живот напряжен. Досчитайте до 30 — этого на первых порах для ребенка достаточно. Пусть ребенок попробует так же сделать позу Планки, упираясь на вытянутые руки.

Профилактика нарушений осанки у детей

Еще одно хорошее упражнение – пусть ребенок сядет по-турецки на пол, спинку держит ровно, а руки вытянет над головой и тянется руками как можно выше. Сделайте несколько раз – столько, чтобы ему было комфортно.

Комплекс упражнений для осанки для детей предусматривает упражнения, которые укрепляют мышечный корсет и способствуют формированию правильной осанки.

Чтобы предупредить возникновение патологии осанки у совсем маленьких детей (до 4-х лет) рекомендовано, на протяжении дня проводить несколько определенных упражнений в виде игры: 

  • Пролезть под стулом либо под натянутой веревкой. 
  • Положить на пол веревку и пройти по ней как канатоходец. 
  • Поползать на четвереньках и при этом не опускать голову. 
  • Выполнить упражнение – дровосек, когда ребенок как будто «рубит дрова», выполняя при этом наклоны.

Для более старших детей дошкольного возраста (от 4-х лет) и детям школьного возраста, рекомендуются следующий комплекс упражнений для красивой осанки:

  • Упражнение – волна. Ребенок должен расположиться на животе, на полу с вытянутыми вперед руками. После чего необходимо поднять одновременно руки и ноги вверх, приостановиться в такой позиции несколько секунд и возвратиться и первоначальное положение. Количество повторов – не менее пяти.
  • Упражнение – крокодил. Для выполнения этого упражнения ребенок ложится на живот, на пол, руки при этом вытянуты вперед и упираются ладошками в пол. Затем нужно медленно поднимать голову, прогибаясь в области поясницы и не отрывая от пола рук. После чего вернуться в первоначальную позицию и расслабить тело. Количество повторов – не менее пяти.
  • Необходимо лечь на живот, а верхние конечности расположить перпендикулярно телу, т.е. в стороны. Из такого положения нужно поднять тело, прогнув в области грудного отдела позвоночного столба и тянуться вверх, затем вернуться в первоначальное положение. Повторов должно быть пять.
  • В положении лежа на животе, нужно согнуть руки в локтевых суставах, а на лопатках необходимо удерживать гимнастическую палку. Далее нужно поднять тело, чтобы оно прогнулось через гимнастическую палку, затем вернуться в первоначальную позицию. Количество повторений – пять.
  • Лежа на животе, расположить руки в области пояса. Необходимо поднять тело вверх и левую ногу на вдохе, после – возвратиться в первоначальное положение на выдохе. Затем упражнение нужно сделать с поднятием правой ноги.
  • Необходимо лечь на спину и положить руки перпендикулярно телу. После, поднять верхние конечности вверх и вперед с одновременным поднятием левой ноги, так чтобы коснуться руки, затем сделать упражнение с правой ногой.
  • Упражнение – велосипед. Для его исполнения нужно лечь на спину и нижними конечностями делать движения, похожие на езду на велосипеде от пяти до десяти вращений. Далее опускаем нижние конечности для отдыха на несколько секунд и продолжаем упражнение столько же раз.
  • Необходимо лечь на спину на плоскость с уклоном, при этом взяться руками за ее боковую поверхность. После чего согнуть нижние конечности в коленных суставах, подтянуть к животу и сделать выдох. Затем выпрямить нижние конечности и сделать вдох.
  • В положении стоя, необходимо удерживать гимнастическую палку руками в области лопаток. Далее нужно осуществить наклон туловища вперед, поднять верхние конечности вверх с выведением палки. После – вернуться в первоначальное положение.
  • В позиции стоя с опущенной гимнастической палкой в руках, необходимо поднимать палку вперед и вверх на выдохе, после – возвратиться в первоначальную позицию на вдохе.
  • В положении стоя с опущенной гимнастической палкой в руках, нужно присесть и поднять вперед руки с палкой, после чего возвратиться в первоначальное положение. Спина должна оставаться выпрямленной.
  • Первоначальная позиция – стоя с расположенными на ширине плеч ногами, руки, согнутые в локтевых суставах, при этом находятся на плечах. Далее нужно осуществить наклон туловища вперед на выдохе и вернуться в первоначальное положение на вдохе. Спина должна быть прямая.
  • В положении стоя, расположить руки на поясе. После чего, руки, согнутые в локтевых суставах повернуть вперед на вдохе и вернуться в первоначальную позицию на выдохе.

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста: лечение

Причины

Перед тем как начинать лечение, важно определить причины, которые спровоцировали нарушения. Сколиоз у детей дошкольного возраста может быть врожденным или приобретенным. Говоря о врожденных изменениях и патологиях, в первую очередь важно вспомнить о родовых травмах.

На формирование правильной осанки может влиять подвывих 1 шейного позвонка и кривошея.

Также при некоторых генетических отклонениях и патологическом течении беременности могут происходить такие изменения, как дисплазия соединительной ткани, миотонический синдром, образование дополнительных позвонков, клиновидная деформация позвонков.

Такие патологические врожденные состояния диагностируют у 5-10% случаев. У всех остальных детей нарушения осанки носят приобретенный характер. В группу риска входят дети с избыточным весом и астеническим телосложением.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Сильное жжение в ноге выше колена

Нередко нарушения осанки провоцирует недостаточная активность ребенка и недостаток некоторых витаминов и микроэлементов. Детей дошкольного возраста нельзя водить гулять, всегда держа за одну и ту же руку.

Также опасны преждевременные посадка малыша и постановка на ноги.

Не помешает обратить внимание на детскую мебель. К нарушениям осанки приводят слишком мягкие матрасы и несоответствующие росту столы и стулья.

На формирование правильной осанки влияют некоторые заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом (остеомиелит, туберкулез, рахит, последствия переломов позвоночника).

Иногда правильная осанка нарушается из-за глазных болезней (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Эти патологии вынуждают детей принимать неправильные позы во время рисования или других занятий за столом.

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Профилактика нарушений осанки у детей

Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе роста ребенка.

Результатом становится сколиотическая деформация позвоночника, кифоз и их последствия в виде ухудшения работы дыхательной, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, утомляемости, болей в спине.

Может развиваться юношеский остеохондроз позвоночника.

Нормой осанки считается такое положение человека, когда голова не наклонена, грудная клетка расправлена, надплечья, углы лопаток, треугольники талии, гребни подвздошных костей находятся на одном уровне, нижние конечности разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Ребенок держит головку, затем начинает сидеть, ползать, ходить и, уже к концу первого года жизни, у него формируются четыре физиологических изгиба позвоночника: шейный и поясничный с выпуклостью вперед и грудной и крестцово-копчиковый с изгибом назад. Формирование изгибов окончательно заканчивается к школьному возрасту.

Осанка формируется с раннего детства, причем немаловажную роль играет наследственный фактор. Поэтому, если у родителей есть отклонения физиологических изгибов позвоночника, то следует более внимательно отнестись к профилактике этих состояний у ребенка.

Также в группе риска находятся дети, перенесшие родовые травмы, появившиеся на свет путем кесарева сечения, имеющие врожденные аномалии, плоскостопие, воронкообразную грудную клетку, пропустившие через одну из стадий развития (например, ползание).

упражнения для профилактики нарушений осанки у детей

Если в питании беременной, кормящей женщины и, в последующем, родившегося ребенка недостаточно продуктов, богатых кальцием, витаминами, белками, существует риск неправильного развития скелета.

Более часто у детей встречается вялая осанка, это усиление шейного лордоза и поясничного кифоза (сутулость). Голова в таком случае немного наклонена вперед, плечи несколько сдвинуты, грудная клетка выглядит запавшей, лопатки имеют крыловидную форму, живот выпячен.

  1. Режим дня и физические нагрузки. Правильное развитие ребенка зависит и от того, как родители будут обеспечивать его физическую активность. Необходимо, чтобы малыш чаще находился на животе, тянулся к игрушкам, можно заниматься на фитболе. Не стоит подолгу пользоваться ходунками и прыгунками, когда позвоночник еще не готов к вертикальным нагрузкам.

    В режиме дня должны присутствовать длительные прогулки на свежем воздухе. Сон предпочтителен на ортопедическом полужестком матрасе, до года – без подушки, после года – на невысокой и упругой. Из видов спорта для поддержания осанки подходят плавание, гимнастика, конный спорт.

  2. Положение за столом.

    Когда малыш сидит за столом, его ноги должны иметь опору, а спина прислоняться к спинке стула. Высота столешницы на 2-3 см выше локтевого сустава опущенной руки ребенка. Необходима также оптимальная освещенность рабочего места.

  3. Обувь.

    Когда ребенок начинает делать первые шаги, нужна удобная обувь с жестким задником, плотной подошвой, застежкой на липучке и супинатором.

  4. Массаж и гимнастика. Эти полезные средства профилактики нарушений осанки можно применять с первых дней жизни малыша, даже самостоятельно, проконсультировавшись с педиатром.

    Сначала они очень непродолжительны по времени, затем более длительны, и приемы усложняются.

    Полезное упражнение для тренировки мускулатуры позвоночника заключается в том, что нужно положить ребенка на левый бок и, зафиксировав ножки правой рукой, левой рукой (большим и указательным пальцами) провести по срединной линии спины снизу вверх, позвоночник малыша рефлекторно разогнется. Затем стоит выполнить то же самое на другом боку.

    По достижении 3-4-х летнего возраста этот рефлекс угасает. С 3-х месяцев можно положить ребенка так, чтобы он упирался стопами в живот делающему упражнение, и, взяв его за ручки, приподнимать. Также нужно учить малыша переворачиваться на живот, подав ему большой палец правой руки, а левой удержав его голени.

    Необходимо повернуть таз ребенка вправо, далее он уже сам перевернется. Также и в другую сторону. Лечебную физкультуру следует проводить за час до или через час после кормления. У детей дошкольного возраста применяется гимнастика другого характера. Это различные упражнения у вертикальной плоскости.

    Ребенок должен встать, прикасаясь к стене пятками, голенями, ягодицами, лопатками и затылком и запомнить это правильное положение тела. Полезно ходить с предметами, например, книгой на голове. Также используется ходьба по бревну с балансировкой. Не стоит забывать и про упражнения для профилактики плоскостопия.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия у детей

Важно знать, что ребенок с нарушением осанки должен находиться на учете у детского ортопеда и периодически получать комплексное лечение. Дети, у которых не выявлено патологии, периодически проходят медосмотр, чтобы вовремя диагностировать и начать коррекцию возможных нарушений.

Обычно нарушения осанки выявляются во время профилактических медицинских осмотров у детей, которые проводит хирург или ортопед. В легких случаях даст рекомендации по поддержанию правильной формы позвоночника педиатр или семейный врач.

в запущенных случаях искривления позвоночника иногда нужна помощь нейрохирурга и невролога.

упражнения для профилактики нарушений осанки у детей

Так как для лечения таких заболеваний широко применяют физические факторы, помощником родителей может стать физиотерапевт, массажист, мануальный терапевт, остеопат.

Профилактика нарушения осанки у детей Оценка статьи: ( 5,00) Загрузка…

Дети дошкольного возраста, хотя еще и не сидят за партами половину дня, однако нарушение осанки у дошкольников встречаются все чаще и чаще. С чем это связано? Об этом, а также о том, какие меры профилактики необходимо принимать, чтобы избежать нарушений нормального изгиба позвоночного столба у детей — дошкольников, и пойдет разговор в этой статье.

Искривления позвоночника могут быть нескольких видов. У малышей, которые посещают детские сады, обычно встречается наиболее распространенная форма — сколиоз.

Почему нарушается осанка у той группы детей, которые бегают и играют, и им нет необходимости проводить много времени за письменным столом.

Однако современные дети уже лет с трех — четырех осваивают компьютерные игры, которые настолько захватывают их внимание целиком, что порой приходится отрывать детей от экрана монитора силой.

Если место, где находится письменный стол с компьютером, обустроено под взрослого человека, то ребенку будет не комфортно сидеть за компьютером. Он будет принимать такую позу, чтобы легче сидеть и играть в свои любимые стрелялки и бродилки.

Подобные позы вредны прежде всего для позвоночника в целом, и для правильной осанки в частности.

Поэтому когда ребенок часто сидит за письменным столом — неважно, играет в компьютер, рисует, лепит из пластилина или собирает конструктор из серии Лего, — родители должны оборудовать это рабочее место своего ребенка так, чтобы ему было удобно заниматься своими делами.

Задумываются ли родители, что кровать, на которой спит малыш, тоже должна отвечать определенным требованиям, чтобы не возникало проблем с позвоночником у детей? Мягкий матрас, слишком большая подушка для ребенка в возрасте до 7 лет также приводят к изменениям у него осанки.

Все кости скелета малышей еще мягкие и могут с течением времени принимать неправильные формы в тех случаях, когда ребенок подолгу спит на неправильно подобранном матрасе.

Лучше всего купить малышу специальный ортопедический матрас, который достаточно жесткий, поэтому помогает детскому позвоночнику сохранять естественную правильную форму и не допускает изменения осанки дошкольника.

Тихие, спокойные дети — мечта многих родителей. Но такие дети неактивным поведением вредят собственному организму не меньше, чем вышеописанные причины нарушения осанки.

При малоподвижном образе жизни основной орган детского скелета постепенно застывает в неправильном положении, что приводит к нарушениям осанки и к искривлению позвоночника.

Поэтому любого ребенка надо побуждать к активным играм дома и на прогулке, чтобы все его органы привыкали к активной жизни. Занятия спортом, особенно плавание, способствуют правильному развитию позвоночника.

Также следует следить, чтобы ребенок не таскал регулярно тяжести в одной руке. Лучше купить ему ранец или любой другой аналогичный заплечный мешок, чтобы все необходимое малыш носил за плечами.

упражнения для профилактики нарушений осанки у детей

Позвоночник у ребенка особенно активно формируется именно в дошкольном возрасте, поэтому так необходимо создать ребенку условия для занятий, при выполнении которых малыш долгое время проводит за столом, для сна и активных игр дома и на улице.

Рабочее место дошкольника должно быть удобным для него, а освещение — правильным, мягкие матрасы заменяются ортопедическими матрасами, подушки также подбираются по росту ребенка. В детской комнате желательно отвести место для детского спортивного уголка со шведской стенкой, турником и канатами.

Дети, которые активно используют этот «мини-тренажер», не испытывают впоследствии проблем с позвоночником.

Особенное внимание при профилактике развития различных нарушений осанки ребенка и плоскостопия следует уделить выполнению специальных физических упражнений, которые способствуют развитию и укреплению мышц плечевого и поясничного отделов позвоночника, укреплению мышц спины в целом и ягодиц, а также правильному формированию брюшного пресса и мышечной массы верхних и нижних конечностей.

Для предотвращения развития плоскостопия ребенку следует больше бегать босиком по неровным поверхностям как на улице, так и в домашних условиях.

Питание детей должно быть полноценным, ведь для роста костей малышу обязательно необходимо с едой получать достаточное количество фосфора и кальция. Поэтому на столе ребенка должны постоянно присутствовать любые молочные продукты, наиболее богатые этими макроэлементами.

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж. Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.