Травмы позвоночника в художественной гимнастике

Гимнастика при заболеваниях позвоночника

Главное оздоровительное средство при заболеваниях позвоночника – это движение. Позвоночник не может обходиться без движения, как человек – без воздуха. В межпозвоночные диски питательная жидкость поступает только тогда, когда они двигаются относительно друг друга. Гимнастика для позвоночника – эффективное средство против старения позвоночного столба.

Виды гимнастики

Проблемы со спиной – самая частая жалоба гимнасток. Особенно страдают поясничный и грудной отделы позвоночника.

https://www.youtube.com/watch{q}v=-FosqSIAE9M

Это и просто боли в спине, и искривление позвоночника, спондилолиз (перелом дуги позвонка), спондилолистез (соскальзывание тела одного позвонка с другого), компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тел позвонков и межпозвоночных дисков, при неадекватном лечении могут возникать протрузии межпозвоночных дисков, грыжи.

У художественных гимнасток уже в 6-7 лет можно диагностировать сколиоз и гиперлордоз. Сколиоз возникает из-за неравномерности нагрузки справа и слева. Гиперлордоз (избыточный изгиб поясницы) – из-за чрезмерного прогиба в пояснице, который требуется от детей.

Гимнастки — стройные, как никто. Заболевания спины в основном касаются тех, кто ведет сидячий способ жизни, а не спортсменов, ведь хребет искривляется от ослабления спинных мышц. Но иногда повреждения и неестественная кривизна может возникнуть от чрезмерных нагрузок, например дуга позвоночника искривляется и возникает спондилолиз, или один позвонок может соскальзывать с другого, диагностируется спондилолистез.

Но в этом плане многое зависит от крепости организма — если организм «сдает», нужно подумать о целесообразности дальнейших занятий, ведь если позвоночник при заболеваниях не лечить, возможна протрузия или даже грыжа в таком раннем возрасте.

В художественной гимнастике часто требуются неестественные изгибы, которые ведут к сильному изгибу поясницы (гиперлордозу), а также к сколиозу. К счастью, возраст, в котором возникают такие болезни — около семи лет, если обратить внимания на осанку ребенка в раннем возрасте, его можно довольно просто выправить дополнительными упражнениями.

В профессиональной гимнастике проблемы со спиной, позвоночником есть у большинства гимнастов, но тренера часто не обращают внимания на здоровье своих подопечных — они могут заниматься с больным спортсменом, пока родители не настоят на необходимом лечении. Так что все в руках заботливых родителей.

Особенную опасность представляют травмы позвоночника от падений с высоты и ударов о снаряды. Особенно вызывают опасения переломы шейного позвонка после неудачного падения на голову, и еще повезет, когда спортсмен просто покидает спорт.

А ведь бывают и инвалидности, и даже травмы, не совместимые с жизнью. Причем несчастные случаи бывают даже при падениях в яму с поролоном или поролоновый мат, ведь этот мягкий материал имеет свойство уплотнятся при резком ударе. В художественной гимнастике тяжелые травмы практически не случаются.

Правила художественной гимнастики

Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров, окруженном дополнительной площадью для страховки. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом.

При групповых выступлениях (группа состоит из 6 спортсменок) используются или одновременно два вида предметов (например — обручи и мячи) или один вид (например — пять мячей, пять пар булав). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение.

Снаряды

Скакалка сделана из пеньки или подобного материала, не имеет стандартной длины, потому что длина зависит от роста гимнастки.

Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Обруч должен весить не менее 300 г.

Мяч должен быть изготовлен из резины или мягкого пластика. Диаметр мяча 18-20 см, вес — не менее 400 г.

Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. Она крепится к цилиндрической палочке 50-60 см длиной.

Булавы — два снаряда бутылочной формы равной длины (40-50 см), в узкой части заканчивающиеся небольшим закруглением. Изготавливаются из дерева или пластика. Вес каждой — не менее 150 г. Имеют широкую часть — тело, узкую — шейка, и круглый наконечник — головка (максимальный диаметр — 30 мм).

Нагрузка на суставы и кости

Патология костей и суставов возникает у гимнастов на фоне хронических перегрузок и микротравм. Чаще всего наблюдаются деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Особенно страдают колени, голеностоп, локтевой сустав.

В художественной гимнастике слабым местом являются коленный сустав, голеностоп и стопа. Часто повреждаются мениски, крестообразные и боковые связки коленного сустава, возможны остеохондропатии, повреждения мышц, разрывы сухожилий.

Если заниматься умеренно, можно избежать проблем с суставами и костями. Но такие занятия — далекая от жизни теория. Ведь по санитарным нормам детям можно заниматься не более трех часов в день, причем в определенном режиме.

Чаще всего в подростковом возрасте гимнасты заболевают слабой формой остеохондропатии, при которой ощущается боль, но ее игнорируют, обматывая суставы эластическим бинтом. Но бывают и артрозы деформирующего типа, заболевают хондромаляцией, повреждается капсульно-связочный аппарат.

В спортивной гимнастики чаще страдает коленный сустав (сальто и рандаты), голеностоп (особенно пятки из-за работы на бревне), а также локтевой сустав (нагрузки на руки при сальто и на разновысоких брусьях).

В спортивной гимнастике бывают переломы, в том числе и открытые, причем не обязательно от грубого нарушения техники безопасности. Незаметно неправильно поставлена нога или рука может не выдержать нагрузок, которые увеличиваются в несколько раз от прыжков с высоты и резких ускорений.

Так, 50-килограмовая спортсменка при сальто на колоде может испытывать 300 килограммовую нагрузку на ногу, а при опорных прыжках — и еще больше. Спасает запас прочности и детская пластичность, которая сохраняется до 18-летнего возраста.

Боли в пояснице у художественных гимнасток

Рис. 1 — Художественные гимнастки высокого уровня проявляют поразительную гибкость.

Художественная гимнастика — ациклический, сложнокоординированный вид спорта. Упражнения программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований, такие как прыжки, вращения, кувырки, махи ногами, наклоны, прогибы, шпагаты. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики.

Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею. Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость и т.п.

Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях — пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах и позвоночнике (рис.1).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Массаж при сколиозе у детей, видео: как лечить спину при искривлении позвоночника{q}

Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечнососудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса.

Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин). В связи с этим высококвалифицированные гимнастки характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.

Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения.

Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.

https://www.youtube.com/watch{q}v=M2pOiGZi95g

Одна из существенных особенностей художественной гимнастики — значение композиционного решения произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию технических и функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве).

Рис. 7 — В художественной гимнастике требуется чрезвычайно высокая гибкость и большой диапазон движений позвоночника.
Рис. 8Спондилолиз

спондилолиз

(spondylolysis; греч. spondylos позвонок lysis развязывание, разрушение) — неслияние дуги и тела или нарушение целости дуги позвонка. Различают врожденный и травматический спондилолиз. Врожденный спондилолиз обычно клинически не проявляется….

нажмите для подробностей..

с последующим спондилолистезом

спондилолистез

(spondylolisthesis, греч. spondylos позвонок olysthesis скольжение) — смещение вышележащего позвонка по отношению к нижележащему Возникновение спондилолистеза связывают с патологическими изменениями межпозвоночного диска, которые часто разви…

нажмите для подробностей..

.

Считается, что боли в поясничном отделе позвоночника — одна из главных травматологических проблем в художественной гимнастике. В нескольких исследованиях показано, что 80-86% художественных гимнасток жалуются на боль в пояснице. Однако Cupisti с коллегами сообщают в своем исследовании, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность появления болей в области поясницы, и более того, укрепления мышц спины и брюшного пресса при занятиях гимнастикой помогут избавиться от таких болей. Также Piazza, Cupisti с другими коллегами показали в более позднем исследовании, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность возникновения поясничных болей с возрастом, однако вероятность их возникновения у бывших гимнасток, уже имевших поясничные боли в спортивной карьере, увеличивается

Факторы риска в художественной гимнастике

Рис. 4 — Зависимость риска травмы от продолжительности растяжки в день[3].
Рис. 5 — Зависимость между вероятностью перелома и количеством общей физической подготовки (ОФП) [3].
Рис. 6 — Стройность и изящность фигуры — важное качество для художественных гимнасток.

Одной из целей исследования Zetaruka и коллег заключалась в выявлении факторов риска травм в художественной гимнастике. Полученные результаты позволили с уверенностью утверждать, что такие факторы, как продолжительность занятий и время, потраченное на растяжку тесно связаны с уровнем травм мышц и сухожилий гимнасток. Было показано, что каждый дополнительный час занятий художественной гимнастикой увеличивает риск таких травм на 29%. Те, кто не получил подобных травм занимались в среднем 18,7 часов в неделю, а те, кто получил — 27,5. Так же показано, что каждая дополнительная минута растяжки в день уменьшает риск травмы на 11%. На рисунке 4 показана зависимость между продолжительностью растяжки в день и вероятностью получить растяжение мышц-сухожилий. Из графика следует, что не стоит надеяться на профилактическую защиту растяжки, если ее продолжительность меньше, чем 40 минут в день. Растяжка сверх 40 минут в день приводит к резкому снижению вероятности травм мышц и сухожилий.

Серьезная травма может возникнуть в любом виде спорта, но спортивная гимнастика – один из самых опасных. И это не только травмы, которые предполагают завершение спортивной карьеры, в некоторых случаях они не совместимы с жизнью.

В художественной гимнастике риск острой серьезной травмы невысок.

Диета

В художественной гимнастике с самого раннего возраста приходится следить за весом. Хорошо, если ребенок относится к счастливчикам, которые могут есть все и не толстеть при этом. Если же каждая конфетка добавляет граммы и сантиметры, диета может оказаться очень жесткой и исключать не только жирные продукты, сладости, выпечку и фастфуд, но и серьезно ограничивать ребенка в питательных веществах.

Одно из зарубежных исследований показало, что гимнастки употребляют лишь 80% необходимых им калорий в день, что приводит к задержке полового развития, роста, остеопорозу (а он в свою очередь повышает риск переломов).

Растяжения мышц и сухожилий в художественной гимнастике

Рис. 9
Паховые мышцы правого бедра. Вид спереди.

Гибкость, являющаяся одним из главных качеств гимнасток разрабатывается за счет растягивающих упражнений на соответствующие мышцы, связки и сухожилия. Поэтому травмы, вызванные чрезмерным растяжением неизбежны в художественной гимнастике. Чаще всего в художественной гимнастике травмируются задние мышцы бедра и мышцы паховой области.
Паховые мышцы — это несколько мышц с

медиальный

[край] — medialis — сторона, лежащая ближе к срединной (центральной) плоскости, т.е. внутренняя сторона.
Антоним — латеральный край. …

нажмите для подробностей..

(внутренней) стороны бедра, расположенных в несколько слоев (рис. 9). Основная задача этих мышц — приведение бедра (сведение ног). Группу мышц задней поверхности бедра образуют полусухожильная мышца, крепящаяся к стороне коленного сустава, двуглавая мышца бедра, крепящаяся к

латеральный

[край] — lateralis — сторона, лежащая дальше от срединной (центральной) плоскости, т.е. внешняя сторона.
Антоним — медиальный край.

нажмите для подробностей..

стороне коленного сустава и полуперепончатая мышца. Основные функции этих мышц — сгибание голени и разгибание бедра. Подробнее о функциях мышц бедра смотрите в статье

  • Внутренняя
    • Физиологическая (обратимые изменения волокон, без рубца)
      • Контрактура
        контрактура

        (лат. contractura сужение, сокращение, стягивание) — ограничение нормальной подвижности в суставе, вызванное рубцовым стягиванием кожи, сухожилий, заболеваниями мышц, сустава, болевым рефлексом и др. Часто контрактурой называют стойкое уменьше…

        нажмите для подробностей..

        (спазм)

      • Крепатура
        крепатура

        (забитость) — боли в мышцах, вызванные накоплением в них токсинов (молочной кислоты) и другими причинами, которые могут вырабатываться при физической нагрузке. Обычно, поводом к её появлению служит непривычно большая для организма мышечная акт…

        нажмите для подробностей..
    • Анатомическая (обратимые изменения волокон, рубец)
      • Растяжение — степень I
      • Разрыв мышечных волокон — степень II
      • Разрыв мышцы — степень III
      • Полный отрыв мышцы — степень IV
  • Внешняя
    • Легкий ушиб I степени: местная реакция тканей
    • Ушиб II степени: повреждение мышцы — гематома
      гематома

      (

      греч. haima, haimatos кровь oma

      ) — ограниченное скопление крови при закрытых и открытых повреждениях органов и тканей с разрывом (ранением) сосудов; при этом образуется полость содержащая жидкую или свернувшуюся кровь.

      нажмите для подробностей..
    • Сильный ушиб III степени: разрушение волокон, полный разрыв

В художественной гимнастике наиболее встречаются мышечные боли внутренней

этиология

(греч. aitia причина logos учение) — 1) учение о причинах и условиях возникновения болезней; 2) причина возникновения болезни или патологического состояния….

нажмите для подробностей..

. Важно отличать физиологические и анатомические боли, так как от этого зависит стратегия лечения.

Крепатура

Крепатура — отсроченная мышечная болезненность(англ. DOMS – Delayed Onset Muscular Soreness). Представляет собой обратимые изменения мышечных волокон без повреждения соединительной ткани, вызываемые перегрузкой.

Клиника: боль возникает через несколько часов или несколько дней после нагрузки(обычно длительной эксцентрической), особенно часто у недостаточно подготовленных людей , но встречается и у профессиональных спортсменов.

Боль беспокоит даже в покое и при пальпациипальпация(лат. palpatio поглаживание) — один из основных методов клинического обследования, основанный на осязании исследователем различных состояний тканей и органов, больного при их прощупывании, а также на оценке больным испытываемых им во время исс…нажмите для подробностей…

Лечение: симптоматическое, НПВС, боль ослабевает максимум через неделю. Дифференциальный диагноз проводится с растяжением мышцы. Для правильной постановки диагноза необходимо тщательное изучение механизма возникновения болей.

Контрактура

Мышечный спазм — это острые обратимые изменения мышечных волокон без повреждения соединительной ткани вследствие нарушения биохимических процессов – повышение миостатического тонуса.

Клиника: внезапное появление, спортсмен ощущает укорочение мышцы, боль проявляется и без пальпации, боль не локализуется.

Лечение: нет необходимости в специфическом лечении, но подобная травма всегда должна настораживать – возможно, это сигнал о более серьезной травме, обычно вызывается мышечной усталостью (чем вызвана мышечная усталость{q}).

Травмы позвоночника в художественной гимнастике

При растяжении происходят необратимые изменения некоторых мышечных волокон до состояния некрозанекроз(necrosis, греч. nekrosis омертвение) — омертвение клеток и тканей в живом организме, сопровождающееся необратимым прекращением их функций. Н.

не только патологический процесс, но и необходимый компонент нормальной жизнедеятельности клеток и т…нажмите для подробностей.., но соединительнотканные элементы не повреждены. При УЗИ определяются микроразрывы волокон.

Клиника: возникает внезапно, проявляется на пике нагрузки, боль при растяжке, боль локализуется при пальпации

Лечение: покой, НПВС, миорелаксанты, расслабляющий массаж, постепенное возобновление физических нагрузок через 4–5 дней(интенсивность нагрузки ограничивается появлением боли).Судить о полном восстановлении можно при отсутствии боли при растяжке.

Представляют собой необратимые изменения ограниченного числа мышечных волокон, минимальное повреждение соединительнотканных элементов.

Клиника: внезапное появление, ощущение резкой колющей боли, спазм, боль при растяжке, при уменьшении спазма – боль при пальпации

Лечение: покой, УЗИ–контроль дважды в течение лечения, использование факторов роста, физиотерапия (первые 48 часов – холод, магнитотерапия, затем – УЗТ, массаж со льдом, ТЕNS), эксцентрическая работа с учетом правила безболезненности.

Тренировочные нагрузки начинаются в бассейне. Тренировки начинаются при достижении максимального уровня нагрузки в бассейне. Переход к тренировкам в общей группе осуществляется при безболезненном выполнении скоростных упражнений.

При разрыве мышцы происходят множественные повреждения мышечных волокон и соединительной ткани, образуется внутримышечная гематома.

Клиника: внезапное появление, выраженные болевые ощущения, утеря мышечной подвижности, незначительная мышечная слабость, спазм несколько часов спустя после травмы, боль локальная, но не точечная (до 4 кв.см)

Лечение: в связи с тяжестью травмы и продолжительностью периода восстановления, мы выделяем три этапа лечения

Этап 1 (24–48 часов)

  • Первичное лечение: холод, компрессия
  • Анальгетики
  • Миорелаксанты
  • Общая программа восстановления: диета, психологический тренинг, поддержание общей физической формы
  • Противовоспалительные препараты не применяются

Этап 2 (завершение – безболезненный стретчинг)

  • Поддержание общей физической формы
  • Выносливость – 35–40 мин
  • Электротерапия
  • TENS, ультразвук
  • Миорелаксанты
  • Эксцентрическая работа (с учетом правила безболезненности)
  • Обеспечение покоя для поврежденной мышцы
  • На завершающей стадии — ступенчато возрастающая нагрузка для других мышц

Этап 3 (возобновление тренировочной активности)

  • Постепенное увеличение нагрузки
  • Велотренажер
  • Бассейн
  • Возобновление тренировочной деятельности( учитывая критерии, приведенные в разделе «Разрыв мышечных волокон»

Необходимость полного обследования

Нередко родители, радуясь хорошей гибкости ребенка, отдают его в художественную гимнастику, не подозревая, что именно ему такие занятия наносят максимальный вред. Дело в том, что при слабости связочного аппарата (что проявляется их легкой растяжимостью) риск возникновения травмы наиболее высок.

У детей со слабыми связками чаще возникают растяжения, вывихи, подвывихи, надрывы, искривление позвоночника. Именно им противопоказаны большие нагрузки. Зачастую выясняется это уже после возникновения хронической патологии.

Слабость связочного аппарата может быть наследственной особенностью либо симптомом какого-либо заболевания. В любом случае перед поступлением в секцию нужно пройти полное обследование. В дальнейшем при серьезных тренировках необходим мониторинг состояния здоровья.

Правила художественной гимнастики

В женской гимнастике есть четыре вида упражнений — опорный прыжок, брусья, колода и вольные упражнения. Все они опасны по-своему. Например, колода узкая, она имеет в ширину десять сантиметров, она твердая, хотя небольшое мягкое кожаное покрытие есть.

На разновысоких брусьях травмы бывают не только от падений, но также от ударов ногой при раскручивании на более высоком брусе. Не смотря на то, что снаряд регулируют (разводят) по росту спортсменки, все же девушки должны сгибать или разводить ноги в полете, чтобы не задеть нижний брус.

На опорном прыжке бывают травмы двух типов — при ударе рукой о козла можно травмировать или даже сломать кисть. Чтобы кисть не пострадала, иногда надевают на руку специальные фиксаторы кисти с вшитыми двумя пластиковыми пластинами.

Профессиональные гимнасты на опорном прыжке могут делать двойное и даже тройное сальто. Чтобы выйти на такое количество оборотов, нужно значительно выпрыгнуть вверх, и падение с высоты плюс ускорение на раскрутке могут серьезно травмировать спортсмена при неудачном приземлении.

Вольные упражнения состоят из множества акробатических элементов — сальто, рондат, фляк, колесо, винт которые исполняются под музыку, часто в очень быстром темпе. Поэтому нужно их исполнять по определенной технике, которая включает правила исполнения и безопасность.

Конечно, даже при идеальном подходе травм трудно избежать, но все же нужно сотрудничать с тренерами, в том числе и по акробатике и хореографии, которые обучены нормативам безопасного исполнения упражнений.

Часто травмы возникают на прыжках на батуте, часто травмы возникают у спортсменов спортивной гимнастики, которые отрабатывают на тренировках акробатические элементы.

Контрактура

Рис. 10
Правое колено. Вид спереди. Рисунок показывает самый общий участок воспаления, который характерен для тендинита связки надколенника.
Рис. 11
Элемент, именуемый в балете «гранд жете» (grand jete).

В исследовании Zetaruka и коллег упоминается, что большинство травм колена художественных гимнасток были диагностированы, как . Наиболее частым в области колена является связки надколенника, который также называют «

колено прыгуна

– тендинит связки надколенника. Часто встречается у прыгунов в высоту, баскетболистов и волейболистов. Характеризуется болями в нижнем полюсе надколенника, в месте прикрепления связки надколенника. Развивается из–за постоянной нагрузки и, как следст…

нажмите для подробностей..

«, возникающий вследствие продолжительных тренировок, многочисленных прыжков и приземлений, которые приводят к микротравмам структуры связки надколенника (рис.10). Так как тренировки происходят слишком часто, микротравмы не успевают зажить и накапливаются. Все это в итоге приводит к воспалению и

дегенерация

(degeneratio, лат. degenero вырождаться, перерождаться)
1) (син. деградация) в биологии — процесс упрощения, обратного развития;
2) в патологии — см. Дистрофия.

нажмите для подробностей..

тканей связки. Симптомы связки надколенника включают боль в нижней части надколенника, особенно при нагрузке (прыжках, приземлениях) и сгибании колена. Боль, однако, может быть достаточно терпимой, что зачастую приводит к откладыванию похода к врачу. Это может привести к усугублению заболевания, прогрессированию дегенеративных процессов в ткани связки и, как наихудший вариант, привести к ее разрыву. Лечение рекомендуется начать с

консервативный

(лат. conservativus, от conservo сохранять) в медицине — не связанный с хирургическим вмешательством (о методе лечения).

нажмите для подробностей..

методов (покой, холод, противовоспалительные препараты, специальные наколенники) и лишь когда они окажутся безуспешными применить хирургическое лечение, заключающееся в вырезании больной части связки.

Рис. 12 — Повреждение связок голеностопного сустава.
а — инверсия стопы с дисторзией

дисторзия

(лат. distorsio, distortio, от distorqueo — выворачиваю, искривляю), повреждение связочного аппарата сустава; то же, что растяжение. …

нажмите для подробностей..

передней малоберцово-таранной связок 1-й степени;
б — дисторзия малоберцово-таранной и пяточно-таранной связок 2-й степени;
в — полный разрыв пяточной-таранной, передней и задней малоберцово-таранной связок.

Рис. 13 — Внутренняя (медиальная) сторона правой стопы, пучки дельтовидной связки голеностопного сустава.

Среди острых травм в художественной гимнастике повреждения голеностопного сустава и стопы занимают первое место. Чаще всего это растяжения связок при инверсии стопы внутрь, однако, возможны повреждения заднего большеберцового сухожилия, разрывы ахиллова сухожилия, повреждение малоберцового сухожилия и

влагалище синовиальное

(vagina synovialis; син. влагалище слизистое, сухожильное влагалище) — влагалище, образованное замкнутой синовиальной оболочкой, один листок которой выстилает поверхность сухожилия, а другой — стенку его фиброзного влагалища. Снижает коэфицент…

нажмите для подробностей..

, а также переломы в области лодыжки
Инверсия стопы приводит к растяжению передней таранно-малоберцовой и пяточной малоберцовой связок (рис.12). В более тяжелых случаях повреждается и межберцовый

синдесмоз

(греч. syndesmos — связка) — соединение костей посредством плотной волокнистой соединительной ткани.

нажмите для подробностей..

. Значительно реже встречаются повреждения дельтовидной связки. Все эти повреждения, исключая повреждения межберцового и дельтовидной связки, можно лечить путем. Что касается повреждения межберцового , то оно требует открытой

репозиция

(позднелат. repositio, от лат. repono, repositum возвращать на место, вправлять) — хирургический прием восстановления правильного положения смещенных отломков кости при переломах….

нажмите для подробностей..

и внутреннего фиксирования, в случае разрыва дельтовидной связки может потребоваться открытая реконструкция.

Рис. 14
Чрезмерное сгибание большого пальца стопы в плюснефаланговом суставе.
Рис. 15
Повреждение плюснефалангового сустава большого пальца стопы.

Острые повреждения стоп довольно часто встречаются у гимнастов из-за постоянных приземлений и включают подтаранный вывих стопы, переломо-вывих Лисфранка, а также другие переломы и повреждения связок плюсневых костей и пальцев. Нередко возникают дерматологические проблемы.

Чаще всего травмы стопы происходят при приземлении или падении со снаряда.

Повреждение плюснефалангового сустава большого пальца стопы может произойти как в результате чрезмерного сгибания (рис.14), так и чрезмерного разгибания (рис.15), которые могут произойти при неудачном падении, а также при беге или прыжках.

При такой травме повреждается капсула сустава и связки, которые ее укрепляют. При чрезмерном сгибании также может повредиться сухожилие мышцы, разгибающий большой палец, что приведет к появлению так называемого «молоткообразного пальца».

Симптомы травмы — боль в области первого плюснефалангового сустава стопы, отек, опухоль, ограничение движения в суставе. Травма может носить как острый, так и хронический характер. В последнем случае боль незначительная и будет развиваться постепенно.

Первая помощь при травме включает покой, лед, тугая повязка, и возвышение, а также использование для передвижения несгибаемую в этом участке обувь. При отрывном переломе или полном разрыве связок или сухожилия потребуется хирургическое лечение.

В соответствии с полученными результатами Zetaruka и коллеги в своей работе предлагают следующие меры по предотвращению травм в художественной гимнастике[3]:

  • Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных — 20 часов в неделю
  • Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день
  • ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю

В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям. Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы.

Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления усталостных переломов в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы. Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять нарушение менструального цикла, потенциально ведущую к раннему остеопорозу.

Виды гимнастики

Важность выбора тренера

Многие родители выбирают тренера по степени его заслуженности и количеству именитых учеников. Однако не менее важный критерий – количество травм у его воспитанников. Именно тренер должен чувствовать, когда можно нажать, а когда пора остановиться; когда подбодрить, а когда уберечь ребенка от травмы.

https://www.youtube.com/watch{q}v=gVK2jgzapg4

Хороший тренер должен знать, как развивать тело гармонично, чтобы не страдали суставы и связки, не было перекосов позвоночника; кому вообще можно заниматься, а кому стоит подобрать что-нибудь другое, так как риск нанести вред здоровью слишком высок.