Приобретенный дцп причины

Спастический (пирамидальный) церебральный паралич

Спастический церебральный паралич — наиболее распространенный тип.У пациента со спастическим ДЦП развивается тугоподвижность мышц в некоторых частях тела, которые неспособны расслабиться. В поврежденных суставах возникают контрактуры, и объем движений в них резко ограничен.

Существует четыре вида спастического ДЦП, сгруппированного согласно тому, сколько конечностей вовлечены в процесс.Гемиплегия — одна рука и одна нога на одной стороне тела или обе ноги (diplegia или параплегия). Они — наиболее распространенные виды детского спастического церебрального паралича.

  • Моноплегия: Только одна рука или нога имеет нарушения.
  • Quadriplegia: Вовлечены обе руки и обе ноги. Обычно в таких случаях бывает, и повреждения ствола головного мозга и соответственно это проявляется нарушениями глотания. У новорожденных с квадриплегия могут быть нарушения сосания глотания слабый плач, тело может быть ватным или наоборот напряженным. Нередко при контакте с ребенком появляются гипертонусы туловища. Ребенок может много спать и не проявлять интерес к окружающему.
  • Triplegia: Вызваны или обе руки и одна нога или обе ноги и одна рука.

Неспастические формы церебрального паралича включают дискинетический церебральный паралич (подразделенный на athetoid и дистонические формы) и атаксический церебральный паралич.

  • Дискинетический церебральный паралич связан с мышечным тонусом, который колеблется от умеренного до выраженного. В некоторых случаях, бывают неконтролируемые судорожные подергивания или непроизвольные медленные движения. Эти движения чаще всего охватывают мышцы лица и шеи, руки, ноги, и иногда поясницу. Атетоидный тип (гиперкинетический) вид ДЦП характеризуется расслабленными мышцами во время сна с незначительными подергиваниями и гримасами. При вовлечении мышц лица и рта могут быть нарушения в процессе еды слюнотечение поперхивание пищей (водой) и возникновение неадекватных мимик на лице.
  • Атаксический детский церебральный паралич — самый редкий тип церебрального паралича и охватывает все тело. Патологические движения возникают в туловище руках ногах.

Психолого-педагогическая реабилитация

  • лечебная физкультура;
  • сеансы массажа;
  • медицинские препараты, направленные на нормализацию мышечного тонуса (например, Баклофен, Мидокалм, Диспорт и т.д.).

Кроме того обладают доказанным положительным эффектом в лечении ДЦП следующие методики и приемы:

  • метод Войта;
  • Бобат–терапия;
  • нагрузочные костюмы «Адели» и «Гравистат»;
  • пневмокостюм «Атлант»;
  • логопедические методики;
  • вспомогательные устройства (например, ходунки, кресло, вертикализаторы, велосипеды, тренажеры и т.д.).

Если патологические изменения структуры мышц не удается исправить вышеперечисленными методами, то прибегают к хирургическому лечению. Хирургические вмешательства обеспечивают выполнение пластики сухожилий и мышц, что возвращает тканям нормальную форму и структуру.

Также хирургически удаляют контрактуры. Если есть возможность исправить нарушения в тканях нервной системы, то проводятся нейрохирургические вмешательства, например, стимуляция спинного мозга, удаление пораженных участков и т.д.

Характерными признаками ДЦП являются нарушение двигательной активности с последующим развитием порочных установок, а в дальнейшем контрактур и деформаций крупных суставов конечностей и позвоночника, поэтому своевременное и адекватное ортезирование является важным, если не определяющим условием для успешной реабилитации больных ДЦП.

При назначении реабилитационных мероприятий, следует иметь в виду, что в своем развитии больной ребенок должен последовательно пройти все этапы присущие ребенку здоровому, а именно: сидеть (с опорой на руки и без нее), вставать и садиться, стоять с опорой и только после этого ходить: сначала с опорой, а потом и без нее.

Недопустимо пропускать какой — либо из этих этапов, а также проводить реабилитационные мероприятия без ортопедического сопровождения. Это приводит к нарастанию ортопедических деформаций, у больного формируется устойчивая порочная поза и стереотип движения, что способствует развитию сопутствующих ортопедических патологий.

При этом ортезирование на всех этапах развития пациента не только предохраняет его от формирования или прогрессирования порочных установок и обеспечивает сохранность крупных суставов, но и способствует более быстрому и качественному прохождению текущего этапа.

Следует отметить, что верхние конечности, которым при реабилитации как правило, уделяют мало внимания, так же играют важную роль в жизнеобеспечении пациента, т. к. выполняют опорную и балансирующую функции. Поэтому ортезирование верхних конечностей не менее важно, чем ортезироване нижних и позвоночника.

При назначении ортопедических изделий следует иметь в виду, что показанное ортопедическое изделие должно выполнять поставленную задачу. В частности аппарат для разведения бедер S.W.A.S.H. не может быть использован для ходьбы, т.к.

данная конструкция не позволяет делать это правильно и без вреда для тазобедренных суставов. Также для ходьбы не следует использовать аппараты на нижнюю конечность с замковыми шарнирами в тазобедренных и коленных суставах одновременно.

Применение различных нагрузочных устройств без ортезирования крупных суставов так же недопустимо, т.к. при этом происходит мышечного каркаса с порочными установками суставов, что в дальнейшем усугубляет ортопедические патологии.

Этот вид ортезирования применяется при необходимости замещения функции поврежденных мышц, сухожилий и нервов конечностей.

Динамический ортез изготавливается для конкретного пациента, является съемным устройством и позволяет минимализировать последствия травм / операций / заболеваний, связанных с нарушением движения в конечностях, а также, в некоторых случаях, оказывает лечебное воздействие.

Лекарства могут помочь воздействовать на некоторые из симптомов ДЦП и предотвратить осложнения. Например, спазмолитические средства и миорелаксанты помогают расслабить спазмированные (спастичные) мышцы и увеличить диапазон движения.

Антихолинергические средства помогают улучшить движения в конечностях или уменьшить слюнотечение. Другие лекарства могут использоваться как симптоматическое лечение (например, применение противосудорожных препаратов, при наличии эпиприступов)

Третья группа – ДЦП неистинный приобретенный. Это ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный, приобретенный ДЦП-синдром, гораздо более многочисленная группа. На момент рождения в данном случае головной мозг у детей был биологически и интеллектуально полноценным, но в результате действия, прежде всего, родовых травм появились нарушения в различных отделах головного мозга, приводящие к последующей парализации отдельных функций. 80% детей страдают приобретенным ДЦП.

Внешне такие дети мало отличаются от детей с истинным ДЦП, кроме одного, — у них сохранен интеллект. Поэтому можно утверждать, что все дети с умной головой, с сохранным интеллектом, никогда не являются детьми с истинным ДЦП.

Кроме родовых травм, причиной вторичного (приобретенного) ДЦП является кислородное голодание головного мозга во время беременности, негрубые кровоизлияния в мозг, воздействия отравляющих веществ, физических неблагоприятных факторов.

Формирование разнообразных неврологических отклонений и форм ДЦП зависит от структуры повреждения в головном мозге. Например, фокальный, мультифокальный некроз и перивентрикулярная лейкомаляция нервных клеток чаще в дальнейшем переходит во множественные кисты, порэнцефалию, гидроцефалию, что приводит к гемипаретической и спастической формам ДЦП нередко в сочетании с парциальной эпилепсией, умственной отсталостью и т. д.

Таким образом, резидуальные двигательные нарушения независимо от степени их выраженности являются основными в диагностике ДЦП.

Вместе с тем, нельзя не учитывать то обстоятельство, что поражение головного мозга в перинатальном периоде зачастую не ограничиваются только структурами, обеспечивающими функцию двигательной сферы, страдают и другие морфо-функциональные образования.

В зависимости от повреждения систем мозга возникают различные двигательные растройства. В связи с этим выделяют 5 форм

1. Спастическая диплегия (болезнь Литтеля). Спастическая диплегия характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причём ноги поражены сильнее, чем руки. Степень поражения рук может быть различной — от выраженых ограниченийв объёме и силе движений и до легкой моторной неловкости.

2. Двойная гемиплегия. Двойная гемиплегия — самая тяжёлая форма ДЦП.Диагностируется у же в период новорожденности. Характеризуется тяжёлыми двигательными нарушениями во всех четырёх конечностях, руки поражаются в той же степени, что и ноги.

Дети не держат голову, не сидят, не стоят и не ходят.Однако ранняя и систематическая работа по физическому воспитанию в сочетании со всеми видами консервативного лечения может привести к улучшению состояния.

3. Гемипатерическая форма. Гемипатерическая форма ДЦП характеризуется односторонними двигательными нарушениями. Чаще отмечается более тяжёлое поражение руки. Если ребёнок не пользуется поражённой рукой, то со временем наблюдается её укорочение, уменьшение в объёме. В специальной школе эта форма встречается примерно у 20% детей.

4. Гиперкинетическая форма. Гиперкинетическая форма ДЦП характеризуется двигательными расстройствами, проявляющимися в виде непроизвольных движений — гиперкинозов. При гиперкинетической форме ДЦП именно гиперкинезы являются ведущеми двигательными нарушениями.

Гиперкинезы возникают непроизвольно, исчезают во сне и уменьшаются в покое, усиливаются при движении и волнении, эмоциональном напряжении. В чистом виде гиперкинетическая форма встречается редко, в основном можно наблюдать сочетание формы, например гиперкинетическую форму и спастическую диплегию у одного больного.

5. Атонически-астатическая форма (мозжечковая). Данная форма характеризуется, прежде всего, низким мышечным тонусом (атония), трудностями в формировании вертикализации (астазия). При данной форме имеет место несформированность реакций равновесия, недоразвитие выпрямительных рефлексов и нарушение координации движений.

Направления в лечении.

С того момента, как в медицинской карте ребенка появляется аббревиатура ДЦП, его близких не покидает чувство страха, горя и обреченности, поскольку в их понимании подобный диагноз означает беспомощность и изоляцию от обычной, полноценной жизни.

Увы, детский церебральный паралич вылечить нельзя. Но во многих случаях родителям при помощи специалистов вполне по силам воспитать больного ребенка так, чтобы он чувствовал себя счастливым и востребованным человеком.

В дошкольный период внимание коррекционных педагогов и родителей акцентируется на проблемах подготовки ребенка с ДЦП к школе, к его адаптации в детском коллективе, включение в общественно-полезную деятельность и ее виды.

Их усилия направлены на формирование навыков самообслуживания, общения со взрослыми и детьми. Его следует научить передвигаться самостоятельно в коляске, с помощью костылей или палок, пользоваться столовыми приборами, туалетом, самостоятельно одеваться и переобуваться, соблюдать правила поведения в школе и на улице и т.д.

Коррекционно-педагогическая работа проявляется в комплексном подходе, и должна быть обеспечена преемственностью и тесной взаимосвязью всех участников — родителей больного ребенка, психолога, социального педагога, логопеда, воспитателя в детском саду, школьного учителя.

В программу коррекционно-педагогической работы включаются задачи развития игровой, учебной, познавательной, трудовой, творческой деятельности, психических, сенсорных функций, развитие мелкой моторики рук и подготовка к письму, коррекция пространственных и временных нарушений и т.д. Центральный коррекционный процесс включает в себя 3 важных составляющих:

  1. Коррекционное воспитание.
  2. Коррекционное обучение.
  3. Коррекционное развитие.

Является ли ДЦП генетическим заболеванием?

ДЦП или детский церебральный паралич – врожденное заболевание отделов мозга в процессе внутриутробного развития. Приобретенным детский церебральный паралич бывает крайне редко, по причине черепно-мозговой травмы или инфекции.

Детский церебральный паралич — это самая распространенная причина детской инвалидности, которая отмечается у девяти детей из тысячи.

Во многом такая статистика объясняется недостаточной изученностью, сложностью и непредсказуемостью этого заболевания.

«ДЦП – это генетическое заболевание? Это семейное заболевание? ДЦП передается по наследству? Может ли ДЦП вбыть врожденным заболеванием?» «Может ли ДЦП быть приобретенным?» Это часто задаваемые вопросы, которые необходимо прояснить .

Это вопрос, который родители часто задают, чтобы узнать, что вызвало ДЦП у их ребенка. . Большинство родителей хотят узнать, есть ли угроза рождения последующих детей с ДЦП.

С развитием технологии нейровизуализации, исследователи смогли изучить мозговую травму и пороки развития головного мозга, чтобы понять, как генетические мутации, делеции, факторы риска, а также в состояние здоровья влияют на возможность аномального развития мозга.

Многие организации работают, чтобы уменьшить риск возникновения ДЦП; понимание, когда, как и почему происходит повреждение головного мозга на различных этапах развития ребенка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Болят пальцы ног при ходьбе причины

По данным исследований 70% повреждений мозга, которые приводят к ДЦП, происходит до рождения, в основном во втором и третьем триместрах беременности. 20% происходит во время родов, а 10% происходит в течение первых двух лет жизни, когда мозг все еще формируется.

Родители ребенка с ДЦП часто спрашивают: «ДЦП — это генетическое заболевание?» Или: «ДЦП передается по наследству?»

В то время как ДЦП не является наследственным заболеванием, исследователи обнаружили, что существуют наследственные факторы, которые могут предрасполагать к развитию ДЦП. Хотя конкретные генетические расстройства непосредственно не вызывают ДЦП, генетические факторы могут привести к незначительному воздействию на многие гены.

Это взаимодействие называется «мультифакториальным» или «многофакторным наследованием» и может объяснить, почему ДЦП может «войти в семью,» что клинически называется «семейным рецидивом.»

Некоторые генетические факторы включают в себя преждевременные роды, отслойку плаценты, задержка роста плода, хориоамнионит, преэклампсия и тазовое предлежание. Одно исследование, опубликованное в журнале детской неврологии и названием «Генетические атетоидной формы ДЦП» выявляет связь семейного рецидива этой формы ДЦП со спастичностью, микроцефалией, интеллектуальными нарушениями и судорогами определяет это как аутосомно-рецессивный или связанный с Х-хромосомой рецессивный тип наследование.

Некоторые генетические нарушения мозга возникают в результате спонтанных мутаций генов, происходящих от воздействия токсинов окружающей среды, таких как сигаретный дым или пестициды.

Некоторые генетические дефекты способствуют развитию пороков головного мозга, которые нарушают соединения нервных клеток и приводят к ДЦП. Есть также случаи неблагополучных наследственных генов, которые исключают развитие здорового мозга.

Хотя семейная форма ДЦП составляет лишь около 1,6% от всех случаев, родитель, у которого уже есть ребенок с диагнозом ДЦП, имеет повышенный риск рождения второго ребенка с этим диагнозом. В этих случаях молекулярные тесты могут определить чувствительный ген.

Как родители узнают о том, что у их ребенка ДЦП, они узнают, что сроки повреждения развивающегося головного мозга могут влиять на тяжесть и тип ДЦП.

Сроки — когда повреждение мозга происходит в развивающемся мозге — это важная составляющая диагноза ДЦП. Термины «врожденный» и «приобретенный» означают, что ребенок мог родиться с ДЦП, или ДЦП возник после его рождения.

Когда у ребенка врожденный ДЦП, это означает, что повреждающие факторы возникли во время беременности или родов. Диагноз врожденного ДЦП не ставится сразу после рождения и может быть обнаружен спустя месяцы или годы. 70% всех ДЦП являются врожденными.

ДЦП – это связанные с поражением мозга двигательные нарушения

Ребенок, который имеет генетическую предрасположенность к ДЦП может рассматриваться как имеющий врожденный церебральный паралич, если генетическое взаимодействие произошло в период развития мозга.

Причины врожденного ДЦП включают асфиксию, осложнения во время беременности, медицинскую халатность, преждевременные роды, низкий вес при рождении, задержку роста, инфекции, передаваемые половым путем, позиционирование при рождении, осложнения со стороны плаценты, фетальные травмы, кровотечение в головной мозг, воздействие токсинов во время критических стадий внутриутробного развития. Инфекции также способствуют развитию врожденного ДЦП.

При врожденном ДЦП не всегда легко определить его причину.

Мозг продолжает развиваться после рождения. В то время как эксперты спорят, происходит ли это в течении первых двух или пяти лет, также есть разногласия среди врачей о том, когда начинать считать ДЦП приобретенным – с дня рождения или с 28 дня жизни.

Ключ к пониманию разницы между приобретенным и врожденными ДП в определении фактической причины и времени, когда это произошло. В случаях приобретенного ДЦП считается, что родился ребенок без повреждений головного мозга, но они возникли до момента полного его развития. Приобретенный ДЦП не передается по наследству. До 10% всех случаев ДЦП является приобретенным.

Технические средства реабилитации

Намного легче определить фактическую причину возникновения приобретенного ДЦП, чем врожденного. Приобретенный ДЦП может быть прямым результатом мозговых инфекций, бактериального менингита, вирусного энцефалита, несчастных случаев или травм.

Приобретенный ДЦП может быть также результатом черепно-мозговой травмы в результате автомобильной катастрофы, падения, утопления, или воздействия лекарств. Синдром «тряски младенца» может привести к приобретенному ДЦП, если мозг еще не развился, когда произошел несчастный случай

  • напряжение мышц;
  • спастическое сокращение мышц;
  • разнообразные движения непроизвольного характера;
  • нарушения походки;
  • ограниченная подвижность.

Кроме нарушений двигательной активности, детский церебральный паралич может сопровождаться патологиями зрения, слуха и речевой деятельности. Очень часто ДЦП сочетается с различными формами эпилепсии и нарушениями умственного и психического развития.

Также дети имеют нарушения восприятия и ощущений. Вследствие перечисленных нарушений, у людей с детским церебральным параличом имеются определенные проблемы в процессе еды, непроизвольные мочеиспускание и выделение кала, трудности с процессом дыхания вследствие неправильного положения тела, формирование пролежней и трудности в восприятии информации, которые отражаются на обучении.

1. Ранняя (до 5 месяцев).

2. Начальная резидуальная (с полугода до 3 лет).

3. Поздняя резидуальная (старше 3 лет).

  • Задержка развития ребенка (не держит головку, не переворачивается, не тянется руками к различным предметам, не сидит самостоятельно, не ползает, не ходит).
  • Хватательный и прочие детские рефлексы, сохраняющиеся в возрасте старше полугода.
  • Преимущественное пользование только одной верхней конечностью, что связано с ненормальным тонусом мышц на второй руке, которая не используется в играх.

Данные ранние симптомы детского церебрального паралича могут иметь различную степень выраженности – от практически незаметных до бросающихся в глаза. Степень выраженности нарушений зависит от объема пораженной ткани головного мозга.

Например, патологический мышечный тонус может проявляться в чрезмерном напряжении или, напротив, расслаблении. Напряжение – повышенный мышечный тонус, выражается в принятии конечностями вынужденного, неудобного положения (например, скрещенные ножки по типу ножниц).

Расслабление – пониженный мышечный тонус — напротив, приводит к болтанию конечностей и неспособности удерживать позу. Вследствие патологического мышечного тонуса движения ребенка с детским церебральным параличом характеризуются следующими признаками:

  • избыточная резкость;
  • внезапность;
  • медленные и червеобразные;
  • неподконтрольные;
  • совершенно бесцельные.

1. Скелетная деформация – характеризуется укорочением конечности на стороне поражения. Если оставить проблему без внимания, то впоследствии развивается сколиоз и искривление тазовых костей.

2. Контрактуры суставов – симптом характеризуется тугоподвижностью и ограниченным объемом движений. В этой ситуации происходит неравномерное сдавление сустава вследствие разницы в тонусе и силе различных мышц, окружающих его.

3. Судороги – частный симптом, который проявляется в первые месяцы жизни, или через некоторое время после развития самого ДЦП. Часто судороги трудно отличить от патологической двигательной активности.

4. Нарушение глотания развивается вследствие неполноценной работы, и отсутствия правильного и сочетанного взаимодействия различных мышц, принимающих участие в этом процессе. Ребенок плохо сосет, имеет проблемы с приемом пищи и питья, а также не способен контролировать слюноотделение.

5. Нарушение слуха выражено в том, что ребенок не воспринимает разнообразные окружающие звуки, что сильно влияет на задержку развития речевых навыков.

6. Нарушение речи – формируется вследствие невозможности скоординировать точные и тонкие движения губ, языка и горла. Тонус мышц нарушен, и дети не в состоянии контролировать работу губ, языка и горла, поэтому не способны воспроизводить нормальные звуки, что сильно затрудняет речь.

8. Нарушения зубного ряда выражены в подверженности к кариесу, патологии положения отдельных зубов, проблемами с чисткой и патологическим строением эмали.

  • Нарушение баланса тела
  • Нарушение точных движений. Например, пациент не может попасть рукой в нужный объект или выполнить даже простые движения (например, донести чашку точно до рта) Часто только одна рука в состоянии достигнуть объекта; другая рука может дрожать от попыток переместить этот объект. Пациент нередко не в состоянии застегнуть одежду, написать, или использовать ножницы.
  •  Координация движений. Человек с атаксическим ДЦП может ходить слишком большими шагами или широко расставленными ногами.
  • Смешанный церебральный паралич
  • У некоторых детей присутствуют симптомы больше чем одного типа церебрального паралича. Например, спастические ноги (симптомы спастического ДЦП относящегося к диплегии) и проблемы с контролем мимических мышц (симптомы дискинетического CP).
  • Тотальный(полный) детский церебральный паралич тела поражает все тело в той или иной степени. Осложнения детского церебрального паралича и других проблем со здоровьем, наиболее вероятно, разовьются, когда происходит вовлечение всего тела, а не изолированных частей.

Как проявляется ДЦП у детей в 6 месяцев?

Приобретенный дцп причины

ДЦП – эта аббревиатура пугает всех родителей и зачастую звучит как приговор. Однако при получении такого диагноза родители ребенка не должны опускать руки, а просто обязаны бить в набат. Этот страшный диагноз стоит подвергать сомнению и выявлять истинные причины, ведущие к нарушению двигательных функций ребенка.

Дело в том, что детские невропатологи склонны ставить этот привычный для них диагноз с первого года жизни ребенка – при появлении первых признаков параличей и парезов. Однако при глубоком научном и практическом исследовании оказалось, что диагноз «ДЦП» — это диагноз весьма условный, неточный.

Как отмечает Анатолий Петрович Ефимов, врач травматолог-ортопед-нейрореабилитолог, доктор медицинских наук, профессор, генеральный директор Межрегионального Центра восстановительной медицины и реабилитации в Нижнем Новгороде, «ДЦП – это еще не приговор, так как 80% случаев его можно излечить до полного восстановления ребенка.

ДЦП без причины не бывает. При появлении любого разговора со стороны врачей об угрозе ДЦП или о ДЦП родители должны сделать следующее.

Во-первых, родителям надо вместе с врачом выяснить причины ДЦП, если врач на этом диагнозе настаивает. А причин этих немного, и в любой больнице за одну-две недели их можно установить. Есть всего шесть причин, ведущих к детскому церебральному параличу.

Первая причина – это наследственные генетические факторы. Все нарушения, которые есть в генетическом аппарате родителей, могут действительно проявиться в виде ДЦП у ребенка.

Вторая причина – это ишемия (нарушение кровоснабжения) или гипоксия (недостаток кислорода) мозга плода. Это кислородный фактор, нехватка кислорода мозгу ребенка. И то, и другое может возникнуть во время беременности либо же в родах в результате различных сосудистых нарушений и кровоизлияний.

Третья причина – это фактор инфекционный, то есть микробный. Наличие у ребенка в первые дни и первые недели или месяцы жизни таких заболеваний, как менингит, энцефалит, менингоэнцефалит, арахноидит, протекающих с высокой температурой, тяжелым общим состоянием ребенка, с плохими анализами крови или спинномозговой жидкости, с обнаружением конкретных микробов – возбудителей инфекционного заболевания.

Четвертая причина – это действия токсических (отравляющих) факторов, ядовитых препаратов на организм будущего человека. Это чаще всего прием женщиной сильнодействующих лекарственных средств во время беременности, работа беременной женщины во вредных производственных условиях, на химических производствах, в контактах с радиационными или химическими веществами.

Что такое резус-конфликт

Пятая причина – физический фактор. Воздействие на плод высокочастотных электромагнитных полей. Облучение, в том числе рентгеновское, радиационное излучение и другие физические неблагоприятные факторы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Боль в позвоночнике - причины появления и симптомы, факторы риска, диагностика, лечение.

Шестая причина – это механический фактор – родовая травма, травма перед родами или вскоре после них.

В каждой поликлинике за одну-две недели можно вполне оценить первопричины парализации функций головного мозга. Практика показывает, что детские невропатологи увлекаются диагностикой и поиском только инфекционной или ишемической причин поражений головного мозга у ребенка.

Часто выставляется диагноз вирусного или инфекционного поражения головного мозга. Врачи обращают также внимание на нехватку кислорода вследствие сосудистых нарушений, хотя большинство сосудистых нарушений и кровоизлияний являются именно травматическими, ибо молодые сосуды у новорожденных сами по себе не могут лопнуть, как у стариковлет, поэтому инсульта типичного у детей не бывает.

Сосуды у новорожденных и детей мягкие, эластичные, податливые, адаптивные, поэтому объяснять причины ДЦП сосудистыми нарушениями – глубоко неверно. Чаще всего за ними стоят травматические причины. Важность выявления первопричины заболевания в том, что от этого зависит вся программа дальнейшего лечения и жизненный прогноз для ребенка.

Первая группа – ДЦП истинный, не приобретенный. Заболевание наследственное, врожденное, первичное, когда на момент рождения ребенка мозг его действительно глубоко поражен генетическими нарушениями или нарушениями эмбрионального развития.

Он недоразвит, меньше по размеру и объему, менее выражены извилины мозга, недоразвита кора головного мозга, нет четкой дифференциации серого и белого вещества, есть ряд других анатомических и функциональных нарушений головного мозга.

2)действия различных неблагоприятных факторов во время эмбрионального (внутриутробного) развития ребенка;

3)тяжелой родовой травмы, чаще несовместимой с жизнью.

Но если такого ребенка чудом оживили и спасли – остается несовместимое с нормальным развитием состояние головного или спинного мозга.

Таких детей около 10%.

Вторая группа – ДЦП истинный, но приобретенный. Детей с таким диагнозом тоже около 10% . Это дети с приобретенным характером нарушений. Среди причин – тяжелая родовая травма, например, глубокое кровоизлияние во время родов с гибелью участков головного мозга, либо травмирующее воздействие ядовитых веществ, особенно наркоза, а также тяжелое инфекционное поражение мозга с гнойным менингоэнцефалитом и пр.

Одним из признаков ДЦП считается, если малыш не держит голову

такие серьезные причины, воздействуя на головной мозг и нервную систему ребенка, формируют тяжелую картину ДЦП, но они имеют уже не наследственный и эмбриональный характер, в отличие от первой группы больных ДЦП, а приобретенный.

Несмотря на тяжесть поражения, дети могут быть адаптированы к самостоятельному передвижению и самостоятельной ходьбе так, чтобы впоследствии они могли себя обслуживать. Возможна их бытовая реабилитация, чтобы их перемещение было самостоятельным, чтоб их не нужно было носить на руках, так как стареющим родителям это делать невозможно, а тело детское вырастает до значительного веса мужчины или женщины.

Третья группа – ДЦП неистинный приобретенный. Это ложный, псевдо-ДЦП, или вторичный, приобретенный ДЦП-синдром, гораздо более многочисленная группа. На момент рождения в данном случае головной мозг у детей был биологически и интеллектуально полноценным, но в результате действия, прежде всего, родовых травм появились нарушения в различных отделах головного мозга, приводящие к последующей парализации отдельных функций.

80% детей страдают приобретенным ДЦП. Внешне такие дети мало отличаются от детей с истинным ДЦП, кроме одного, — у них сохранен интеллект. Поэтому можно утверждать, что все дети с умной головой, с сохранным интеллектом, никогда не являются детьми с истинным ДЦП.

Кроме диагноза ДЦП стоит остановиться на диагнозе «угроза ДЦП». Он ставится в основном на первом году жизни ребенка. При этом необходимо учесть: пока не выявлены основные причины парализации нервной системы, опорно-двигательного аппарата, пока не проведено современное комплексное обследование ребенка и пока не наступили нормальные, естественные сроки появления ходьбы, нельзя преждевременно ставить диагноз «угроза ДЦП».

О таких детях до одного года необходимо много хлопотать прежде всего родителям, консультировать их в самых лучших центрах, у самых лучших врачей для того, чтобы окончательно разобраться в перспективах развития подобного заболевания у ребенка.

Важную и многочисленную группу больных с диагнозом ДЦП составляют дети с так называемым вторичным ДЦП, то есть первично на момент рождения этим детям не было оснований ставить диагноз «ДЦП». Природа таких заболеваний не создает.

Откуда же они берутся? Оказывается, все эти дети лишь с ДЦП-подобными заболеваниями, с последствиями родовых травм или воздействия других патологических факторов. Но вследствие неправильного лечения к 7-10 годам они становятся детьми со вторичным ДЦП – абсолютно неперспективными, с необратимыми функциональными нарушениями, с медико-биологическими последствиями, то есть глубокими инвалидами.

Анималотерапия - один из лучших способов лечения ДЦП

Эта группа детей полностью лежит на совести врачей. В силу разных причин к ним годами применяли схему лечения ДЦП, не выясняя истинных причин развития двигательных нарушений и других расстройств. Как для лечения ДЦП, использовали сильнодействующие лекарственные средства, поражающие мозг, назначали неадекватные физиопроцедуры, прежде всего, электропроцедуры, применяли мануальную терапию без обоснований , назначали активный массаж тех участков тела, где он нежелателен, использовали методы обкалывания, как при лечении истинного ДЦП, методы электростимуляции, назначали препараты гормонального характера и т.д.

Таким образом, неправильное лечение, проводимое годами (5, 7, 10 лет) формирует большую группу инвалидов со вторичным детским параличом. Данная группа детей является большим грехом современной медицины.

Прежде всего, детской неврологии. Родителям необходимо об этом знать, чтобы не допустить в нашем обществе формирования и дальше такой группы больных, как дети с ДЦП неистинного, приобретенного, вторичного характера.

При правильной современной диагностике, при правильном реабилитационном лечении все эти дети могут восстановиться до нормального состояния, т.е. они могут осваивать определенную рабочую специальность в зависимости от возраста и срока начала адекватной реабилитации.

Как же должны вести себя родители ребенка при диагнозах «угроза ДЦП» или «ДЦП»?

Прежде всего, не опускать руки. Они должны знать, что кроме традиционных неврологических схем лечения ДЦП, в России появилась возможность точной диагностики истинных причин ДЦП. А также для отличия истинного ДЦП от приобретенного, истинных причин, ведущих к парализации мозга, от причин, парализующих временно, т.е.

Для реабилитации детей с ДЦП часто используют физиотерапию

так, что парализующие нарушения обратимы. Особенно эффективной является группа детей, у которых развилось состояние ДЦП в результате родовых травм, так как многие последствия травм обратимы. А обратимость означает излечимость.

Поэтому ДЦП, вызванные родовой травмой, лечатся так, что далее у ребенка появляются перспективы восстановления в любом возрасте. Хотя надо отметить, что чем раньше начато лечение, тем оно результативнее.

Лучшая излечимость наблюдается у детей до 5 лет – в 90% случаев, до 10 лет – около 60%. После 10 лет, вследствие того, что дети являются запущенными, то есть в их организме к этому времени появляется множество физиологических нарушений, и не только в мозге, но и в костях, суставах, мышцах и других органах, они уже восстанавливаются хуже.

Но обязательно восстанавливаются до уровня самостоятельного передвижения и самообслуживания. Эти пациенты должны обращаться и заниматься активно всеми методами семейной реабилитации на дому до появления положительного конечного результата.

Безусловно, чем больше возраст ребенка, тем больше времени уходит на восстановление. Но в любом случае нельзя останавливаться и для достижения необходимых результатов необходимо заниматься в домашних условиях. Реабилитации все возрасты покорны.

Диагностика заболевания

Особенно тщательному осмотру на предмет выявления скрытых форм детского церебрального паралича подвергаются дети в следующих случаях:

  • врожденные заболевания;
  • инфицированные во время внутриутробного развития;
  • с низкой оценкой по шкале Апгар (до 5 баллов);
  • подвергшиеся искусственной вентиляции легких;
  • недоношенные дети.

При плановых регулярных осмотрах и при подозрениях на ДЦП оценивается как физическое (состояние мышц, осанки, рефлексов, зрения, слуха, наличие сопутствующих заболеваний), так и интеллектуальное развитие малыша, назначаются лабораторные и инструментальные исследования.

Уточняется диагноз при сомнения в результатах первичного обследования, назначаются дополнительные диагностические методы и их расшифровка специалистами: УЗИ (ультразвуковое обследование) головного мозга, МРТ (магнитно-резонансная томография), ЭЭГ (электроэнцефалография), генетический анализ и исследования ДНК — для исключения генетических заболеваний.

Чтобы исключить инфекционные заболевания, метаболические и гормональные нарушения, проводят общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи.

Технические средства реабилитации

Симптомы ДЦП, возможно, не присутствуют или не обнаруживаются при рождении. Поэтому лечащему врачу, наблюдающему новорожденного необходимо внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не пропустить симптомы.

Тем не менее, не стоит проводить гипердиагностику ДЦП, так как многие моторные нарушения у детей такого возраста носят преходящий характер. Нередко диагноз удается поставить только через несколько лет после рождения ребенка, когда удается заметить двигательные нарушения.

Диагностика ДЦП основана на наблюдении за физическим развитием ребенка наличием различных отклонений физического и интеллектуального развития, данных анализов и инструментальных методов исследования таких, как МРТ.

  • Сбор информации об истории болезни ребенка, включая детали о беременности. Довольно часто о наличие задержки развития сообщают сами родители или это выявляется во время проф-осмотров в детских учреждениях.
  • Физический осмотр необходим для выявления признаков ДЦП. Во время физического осмотра доктор оценивает насколько длительно сохраняются рефлексы новорожденных у ребенка по сравнению с нормальными сроками. Кроме того производится оценка функции мышц, осанки, функция слуха, зрение.
  • Пробы для выявления скрытой формы заболевания. Анкетные опросы на развитие и другие анализы помогают определить степень задержек в развитии.
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ) головы, которая может быть проведена, чтобы идентифицировать нарушения в головном мозге.

Комплекс этих диагностических подходов позволяет поставить диагноз.

Если диагноз неясен, дополнительные анализы могут быть назначены для оценки состояния головного мозга и для исключения возможных других заболеваний. Анализы могут включать:

  • Дополнительные анкетные опросы.
  • Компьютерная томография (КТ) головы.
  • Ультразвуковое исследование головного мозга.

Оценка и контроль церебрального параличаПосле того, как ДЦП диагностировано, ребенка необходимо дообследовать и выявить другие заболевания, которые могут быть одновременно с ДЦП.

  • Другие задержки в развитии в дополнение к тем, которые были уже идентифицированы. Развивающиеся способности необходимо периодически оценивать, чтобы узнать, появляются ли новые симптомы, такие как задержка речи так нервная система ребенка находится в непрерывном развитии.
  • Интеллектуальная задержка может быть выявлена с помощью определенных тестов.
  • Судорожные эпизоды. Электроэнцефалография (ЭЭГ) используется, чтобы выявить патологическую активность в мозге, если у ребенка есть история приступов.
  • Проблемы с кормлением и глотанием.
  • Зрение или проблемы со слухом.
  • Проблемы поведения.

Чаще всего доктор может предсказать многие из долгосрочных физических аспектов ДЦП, когда ребенку уже 1 — 3 года. Но иногда такие прогнозы не возможны, пока ребенок не достигает школьного возраста, когда в ходе обучения и развития коммуникативных возможностей можно обнаружить отклонения.

Некоторые дети нуждаются в повторном тестировании, которое может включать:

  • Рентгенография, чтобы обнаружить вывихи (подвывихи) бедра. Детям с ДЦП обычно проводят несколько рентгеновских исследований в возрасте от 2 до 5 лет. Кроме того рентгенография может быть назначена при наличии болей в бедрах или наличии признаков вывиха бедра. Возможно также назначение рентгенографии позвоночника для выявления деформаций в позвоночнике.
  • Анализ походки, который помогает идентифицировать нарушения и корректировать тактику лечения.

Дополнительные методы обследования назначаются при необходимости и наличии показаний.

Пока не существует специальных диагностических критериев детского церебрального паралича. Однако некоторые типичные для ДЦП симптомы сразу обращают на себя внимание педиатра. К ним относятся: низкий бал, выставляемый по шкале Апгар сразу же после рождения ребенка, аномальная двигательная активность, нарушения мышечного тонуса, отставание ребенка в психофизическом развитии, отсутствие контакта с матерью. Подобные признаки всегда настораживают врачей в отношении ДЦП и являются показанием к обязательной консультации ребенка детским неврологом.

При подозрении на детский церебральный паралич необходим тщательный неврологический осмотр ребенка. В диагностике ДЦП также используются электрофизиологические методы обследования: электроэнцефалография, электромиография и электронейрография, исследование вызванных потенциалов; транскраниальная магнитная стимуляция. Они помогают дифференцировать ДЦП от наследственных неврологических заболеваний, проявляющихся на 1-ом году жизни (врожденной миопатии, атаксии Фредрейха, синдрома Луи-Бар и др). Использование в диагностике ДЦП нейросонографии и МРТ головного мозга позволяют выявить сопутствующие ДЦП органические изменения (например, атрофию зрительных нервов, очаги кровоизлияний или ишемии, перивентрикулярную лейкомаляцию) и диагностировать пороки развития головного мозга (микроцефалию, врожденную гидроцефалию и пр.).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Нестабильность шейного отдела позвоночника: причины, лечение

Полная диагностика ДЦП может потребовать участия детского офтальмолога, детского отоларинголога, эпилептолога, детского ортопеда, логопеда и психиатра. При необходимости дифференцировать ДЦП от различных наследственных и обменных заболеваний применяются соответствующие генетические исследования и биохимические анализы.

Чем раньше выявлено заболевание, тем выше эффективность дальнейшего лечения. Для постановки диагноза «ДЦП» важен осмотр новорожденного, в ходе которого будет обнаружено нарушение двигательной активности.

Для подтверждения диагноза назначают такие обследования:

  1. Ультразвуковое исследование головного мозга.
  2. Электроэнцефалография.
  3. КТ и МРТ.
Диагностировать ДЦП можно с помощью КТ и МРТ
Диагностировать ДЦП можно с помощью КТ и МРТ

При необходимости может быть назначена дополнительная консультация узких специалистов: психиатра, эпилептолога, офтальмолога, логопеда.

Как диагностировать ДЦП у новорожденных: симптомы

Если грудничок резко подтягивает ножки или, наоборот, вытягивает их в момент, когда его берут под животик, в его позвоночнике не наблюдается нижнегрудный и поясничный лордоз (изгиб), складочки на ягодицах выражены слабо и при этом асимметричны, пяточки подтянуты кверху, то родителям следует заподозрить развитие ДЦП.

Окончательный диагноз устанавливается в результате наблюдения за тем, как развивается ребенок. Как правило, у деток с тревожным акушерским анамнезом проводится контроль над последовательностью становления реакций, динамики общего развития и состояния мышечного тонуса.

Инициальное (начальное) лечение

Технические средства реабилитации

ЛФК — важная часть лечения, которое начинается вскоре после того, как ребенку выставлен диагноз и часто продолжается в течение всей его жизни. Этот вид лечения также может быть назначен до постановки диагноза в зависимости от симптомов ребенка.

Несмотря на то, что ДЦП до конца вылечить невозможно, лечить его нужно, чтобы облегчить ребенку жизнь.

Лечение этого заболевания комплексное, включает в себя:

  • массаж для нормализации мышечного тонуса;
  • лечебную гимнастику для выработки движений и улучшения координации (должна проводиться постоянно);
  • физиотерапию (электрофорез, миостимуляция) только если нет судорог;
  • электрорефлексотерапию для восстановления активности двигательных нейронов коры головного мозга, в результате чего снижается мышечной тонус, улучшается координация, речь, улучшается дикция;
  • нагрузочные костюмы для коррекции позы и движений тела, а также для стимуляции центральной нервной системы;
  • терапию с животными – иппотерапия, канистерапия;
  • работу с логопедом;
  • развитие моторных навыков ребенка;
  • назначение препаратов, улучшающих работу мозга
  • занятия на специальных тренажерах типа локтомат.

При необходимости проводят оперативное вмешательство – сухожильно-мышечную пластику, устранение контрактур, миотомию (разрез или разделение мышцы).

Возможно, что через некоторое время появится метод лечения стволовыми клетками, но пока научно доказанных методов лечения этого заболевания с их применением не существует.

Можно ли получить ДЦП по наследству

Детский церебральный паралич (ДЦП) возникает преимущественно из-за гипоксии во время внутриутробного развития. Она представляет собой кислородное голодание головного мозга. Причин возникновения у такого патологического явления достаточно много.

Поэтому люди, страдающие от этой болезни, перед тем как заводить детей, стремятся узнать, передается ли ДЦП по наследству или нет. Такой страшный диагноз является тяжелым ударом для родителей малыша, поэтому возможная наследственная предрасположенность вселяет чувство страха в их подсознание.

Перманентное лечение

Перманентное лечение детского церебрального паралича (ДЦП) сосредоточено на том, чтобы продолжать и корректировать существующее лечение и добавлять новые методы лечения по мере необходимости.Перманентное лечение для ДЦП может включать:

  • ЛФК, которая может помочь ребенку стать настолько мобильным, насколько возможно. Это может также помочь предотвратить необходимость в оперативном вмешательстве. Если же ребенку проводилось оперативное лечение, то интенсивные занятия ЛФК могут быть необходимы в течение 6 и более месяцев. Медикаментозное лечение должно быть под постоянным контролем для того, чтобы избежать возможных побочных действий лекарств.
  • Ортопедическая хирургия (для мышц, сухожилий, и суставов) или дорсальная ризотомия (иссечение нервов поврежденных конечностей), при наличии выраженных проблем с костями и мышцами, связками, и сухожилиями.
  • Специальные ортопедические приспособления (брекеты шины ортезы).
  • Поведенческая терапия, в которой психолог помогает ребенку найти способы общения со сверстниками и это является тоже частью лечения.
  • Массаж, мануальная терапия могут применяться также в лечении как основных симптомов ДЦП, так и осложнений, связанных с нарушенной биомеханикой движения.
  • Социальная адаптация. Современные технологии (компьютеры) позволили трудоустроить многих пациентов с последствиями ДЦП.

Генные аномалии и фенокопии

Количество рук, волос, цвет кожи и другие индивидуальные особенности зависят от генного кода человека. Известно, что ребенок получает его от матери и отца, поэтому любые отклонения у родителей могут проявиться и у их малыша.

Именно этим обусловлена генетическая предрасположенность к детскому церебральному параличу. Ведь многие дети мучились от гипоксии во время внутриутробного развития, но рождались вполне здоровыми и без каких-либо отклонений. Другие малыши в этих же обстоятельствах рождаются с патологией, несмотря на все принятые меры.

В некоторых ситуациях ДЦП у детей является лишь фенокопией других патологий, передающихся по наследству, а не генной аномалией. Такой процесс означает копирование определенной мутации из-за влияния внешних факторов. Среди основных причин фенокопии можно выделить следующие:

  • Гипоксия во время внутриутробного развития;
  • Эндокринные сбои;
  • Перенесенные матерью инфекционные болезни;
  • Употребление алкоголя, запрещенных медикаментов и наркотических средств во время беременности.

Из-за этого они могут родиться с такими нарушениями свойственными ДЦП:

  • Сбои в кровотоке церебральных (мозговых) сосудов;
  • Бластоматозные процессы;
  • Заиканик;
  • Эпилепсия и нарколепсия;
  • Истерия;
  • Расщепление позвоночника.

Технические средства реабилитации

Такие патологические изменения характерны ДЦП, но нужно выяснить являются ли они этой патологией или лишь ее фенокопией. Сделать это должен опытный невролог с помощью инструментальных методов обследования и сдачи всех необходимых анализов.

Детский церебральный паралич не передается напрямую по наследству, но у человека может возникнуть предрасположенность к нему. Именно поэтому важно знать группы риска этого патологического процесса. В таком случае можно постараться не допустить развитие ДЦП, следуя указаниям врача, а при его возникновении родители будут готовы оказать помощь ребенку.

Прогноз и профилактика ДЦП

Причина церебрального паралича(ДЦП) подчас не известна. Но определенные факторы риска были идентифицированы и доказана их связь с частотой возникновения ДЦП. Часть этих факторов риска можно избежать. Выполнение определенных условий во время беременности помогают уменьшить риск повреждения головного мозга у плода. Эти рекомендации включают:

  • Полноценное питание.
  • Не курить.
  • Не контактировать с ядовитыми веществами
  • Систематически наблюдаться у своего лечащего врача.

Рекомендации после рождения ребенка:

  • Минимизировать получение травмы в результате несчастных случаев
  • Определить желтуху новорожденных
  • Не использовать вещества с содержанием тяжелых металлов (свинца)
  • Изолировать ребенка от больных инфекционными заболеваниями (особенно менингитом)
  • Своевременно проводить иммунизацию ребенка.

Прогноз в отношении детского церебрального паралича прямо зависит от формы ДЦП, своевременности и беспрерывности проводимого реабилитационного лечения. В некоторых случаях ДЦП приводит к глубокой инвалидности. Но чаще стараниями медиков и родителей ребенка с ДЦП удается до определенной степени компенсировать имеющиеся нарушения, поскольку растущий и развивающийся головной мозг детей, в том числе и ребенка с ДЦП, обладает значительным потенциалом и гибкостью, благодаря которым здоровые участки мозговой ткани могут брать на себя функции поврежденных структур.

Профилактика ДЦП в дородовом периоде состоит в корректном ведении беременности, позволяющем вовремя диагностировать угрожающие плоду состояния и предупредить развитие гипоксии плода. В последующем важное значение для профилактики ДЦП имеет выбор оптимального способа родоразрешения и правильное ведение родов.

Что родителям важно знать

Типичная характеристика состояния родителей ребенка с ДЦП — растерянность из-за неразрешимости свалившихся проблем и страх за его будущее. Чтобы оптимизировать собственное состояние и обстановку в семье, следует, прежде всего, взять себя в руки и тщательно изучить состояние малыша, основные перспективы его развития.

Нужно побеседовать с лечащим врачом, изучить специальную литературу. Необходимо наметить план лечения, развития и воспитания ребенка с учетом его реального состояния с тем, чтобы симптомы ДЦП и их выраженность сошли на нет, насколько это возможно.

Желательно найти пути специализированной и спонсорской помощи.

Дополнительно нужно понять и усвоить правила взаимодействия с ребенком и научить им других членов семьи:

  1. Неуклонно способствовать развитию самостоятельности и активности малыша, ничего не делать вместо него.
  2. Заботиться не только о физическом развитии, но и эмоциональном, нравственном, умственном, потому что в будущем окружающие будут оценивать его личность именно по этим показателям.
  3. Не преуменьшайте и не преувеличивайте возможности ребенка, реально оценивайте их. Только при этом условии он сможет максимально адаптироваться в обществе, почувствовать себя полноценной личностью, хоть это задача и не очень легкая. Гиперопека после года формирует у ребенка потребительское отношение к окружающим и ожидание посторонней помощи там, где вполне возможно обойтись собственными силами. Гипоопека, то есть недостаток внимания и сторонней помощи, формирует чувство заброшенности, способствует возникновению комплексов, развивает неуверенность, низкую самооценку.
  4. Демонстрируйте ребенку свою любовь и радость по поводу его успехов, полностью поддерживайте в случае неудач, организуйте полноценное общение с членами семьи и сверстниками, привлекайте к семейным делам.
  5. Не отказывайтесь от личной жизни и не лишайте своей любви и заботы остальных членов семьи, постарайтесь понять их отношение к ситуации.

Всегда советуйтесь со специалистами по вопросам развития и воспитания ребенка, обменивайтесь опытом с другими родителями детей-инвалидов. Нельзя оставаться со своей бедой наедине. Общение с людьми, у которых похожие проблемы, может помочь в воспитании ребенка с ДЦП.

Родители должны быть очень внимательны к состоянию своего ребенка, чтобы не пропустить признаки ДЦП у новорожденных. Симптомы данной патологии следует принимать во внимание особенно тогда, если для тревоги есть основания в виде проблемной беременности, родов или перенесенных мамой заболеваний.

Если начать лечить малыша до трехлетнего возраста, то ДЦП в 75% случаев оказывается обратимым. А вот с детками постарше восстановление сильно зависит от состояния психического развития ребенка.

ДЦП не имеет тенденции к прогрессированию, поэтому в случае, когда патология коснулась лишь двигательной системы больного, а в мозге отсутствуют органические повреждения, то можно добиться хороших результатов.

Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.