Профилактика нарушения осанки у младших школьников

Как действует корректор осанки?

Корректор осанки имеет следующий механизм лечебного и профилактического действия. Во время статического положения позвоночного столба мышцы испытывают неизменяющуюся нагрузку и находятся в несимметричном тонусе, а межпозвонковые суставы и диски при этом длительное время находятся без движений.

При воздействии корректора происходит смена сокращения и расслабления мышц. Эластичный корректор осанки и сокращенная мышца действуют как пружинный маятник. Позвоночный столб совершает легкие колебательные движения, слегка сгибаясь и разгибаясь с частотой 5-10 движений в минуту.

Рефлекторные маятникообразные движения, с одной стороны, дают передышку перерастянутым гипотрофичным мышцам, а с другой — заставляют их сокращаться в новом правильном положении. Повышается тонус и снижается порог возбудимости.

Нарастает мышечная масса и нормализуется сила сокращения. Причем происходит это не за счет увеличения нагрузки на позвоночный столб, а за счет чередования отдыха и напряжения. Такая своеобразная рефлекторная лечебная гимнастика и позволяет достичь положительного эффекта.

Во время рефлекторных маятнико-образных движений мышцы, находящиеся в гипертонусе, растягиваются, расслабляются, тонус их снижается. Аналогичный механизм расслабления мышц присутствует в мануальной терапии.

Постепенно рефлекторные маятникообразные движения выводят позвоночный столб в правильное положение, в этом положении формируется новый  навык поддержания  осанки  и  происходит перестройка собственного мышечного корсета.

За счет разгрузки тел позвонков (реклинация) более правильно распределяются векторы силы, действующие на суставной и связочный аппараты, в результате чего со временем восстанавливается их нормальное функционирование.

Чередование сокращения и расслабления мышцы улучшает ее кровоснабжение. В мышцу поступает достаточное количество кислорода и питательных веществ, она сохраняет нормальный тонус и эластичность. Кроме того, правильно распределяя нагрузку на мышцы-антагонисты, корректор осанки способствует их симметричному развитию и формированию собственного мышечного корсета, удерживающего позвоночный столб в правильном положении.

Воздействие корректора осанки также уменьшает и оптимизирует распределение нагрузки на тела позвонков как непосредственно, так и вследствие формирования мышечного корсета. Снижается вероятность развития остеохондроза и других заболеваний позвоночного столба.

Корректор осанки W711 устроен так же, как F4401, но сделан из легкорастяжимого материала. Он показан детям маленького роста, людям с ослабленной мускулатурой. Корректор не предназначен для значительных нагрузок. Его обычно используют в тех случаях, когда применение F4401 причиняет неудобства.

trusted-source

Корректор осанки F4402 предназначен для профилактики и устранения кифотической деформации. Он способствует разгрузке тел позвонков, практически не затрудняет движения. Корректор рекомендуется использовать детям 10-12 лет и взрослым при кифозе, остеохондрозе, заболеваниях позвоночного столба, при которых необходима разгрузка тел позвонков (остеохондрозе тел позвонков, последствиях травм и операций) и для профилактики. Малоэффективен при сколиозе.

Корректор осанки F4602 обладает комплексным воздействием практически на весь грудной отдел позвоночного столба (от позвонка Т3 до T5-T12). Корректор осанки разгружает тела позвонков, уменьшает кифотическую деформацию.

При его использовании происходит также равномерное распределение боковых нагрузок, что способствует симметричному развитию мышц и уменьшению дугообразных деформаций позвоночного столба при сколиотических нарушениях.

Использовать его можно детям с 6-8 лет и взрослым. Корректор осанки эффективен в комплексе лечения и профилактики кифоза, сколиоза и при их сочетании, по широким показаниям при заболеваниях и последствиях травм и операций грудного отдела позвоночного столба для лечения, реабилитации и профилактики осложнений.

Плоская спина

Плоская спина характеризуется сглаженностью физиологических изгибов позвоночного столба; лопатки имеют крыловидную форму (внутренние края и нижние углы лопаток расходятся в стороны). Грудная клетка недостаточно выпуклая, смещена вперед; нижняя часть живота выдается вперед.

Определив у ребенка данный тип нарушения осанки, необходимо обязательно осмотреть его спину в горизонтальной плоскости (проба с наклоном вперед), чтобы определить наличие или отсутствие признаков поворота позвоночного столба вокруг вертикальной оси (ротации), проявляющихся мышечным или реберно-мышечным валиком.

[7], [8], [9]

Плосковогнутая спина — этот тип осанки встречается редко. У детей такое нарушение осанки при сравнительно плоской спине ягодицы выступают резко назад; таз сильно наклонен вперед; линия ОЦТ туловища проходит впереди тазобедренных суставов; шейный лордоз и грудной кифоз уплощены, а поясничная область позвоночного столба втянута.

При возникновении нарушений осанки, в частности, круглой и кругло-вогнутой спины, у детей наблюдается снижение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, пищеварения, ретардация физического развития, а при плоской и плосковогнутой спине — еще и нарушение рессорной функции позвоночного столба.

[10], [11], [12], [13], [14]

Упражнения при искривлении осанки (сколиозе) для детей

Нарушения осанки во фронтальной плоскости — сколиоз. Это тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночного столба, характеризующееся его боковым искривлением и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси — торсией. В зависимости от дуги искривления позвоночного столба различают несколько типов сколиоза.

Вершина искривления позвоночного столба находится на уровне T4-T5 позвонков, сопровождается ранними деформациями в области грудной клетки, изменениями лицевого скелета.

[15], [16], [17], [18], [19]

Грудной сколиоз

Вершина искривления позвоночника при грудном сколиозе располагается на уровне T8-T9 позвонков. Искривления бывают право- и левосторонние. Как правило, грудной сколиоз у большинства больных сопровождается деформациями грудной клетки, развитием реберного горба, выраженными функциональными нарушениями внешнего дыхания и кровообращения.

Характерными признаками такого типа сколиоза являются: плечо со стороны выпуклости приподнято, лопатка расположена выше, позвоночный столб в грудном отделе искривлен, реберные дуги асимметричны, таз смещен в сторону искривления, живот выпячен вперед.

С-образные сколиозы формируются при укорочении мышц, имеющих места прикрепления на обширной области позвоночного столба и ребер. Так, например, наружная косая мышца прикрепляется от подвздошной кости до VI ребра.

S-образный сколиоз

Комбинированный, или S-образный сколиоз характеризуется двумя первичными дугами искривления — на уровне T8-T9 и L1-L2 позвонков. Это прогрессирующее заболевание проявляется не только в деформации позвоночного столба, но также в нарушении функции внешнего дыхания, кровообращения и характерной болью в крестцово-поясничной области.

S-образный сколиоз характеризуется тем, что поясничный отдел формирует выпуклость сколиоза вправо, а грудной — влево при укорочении внутренней косой мышцы живота. Такой сколиоз позвоночного столба часто сопровождается реберным сколиозом, так называемый «реберный горб», который особенно хорошо диагностируется в сагиттальной плоскости, в то время как S-образная деформация сопровождается незначительной латерофлексией границ отделов позвоночного столба.

Часто S-образный сколиоз формируется при сочетании С-образных сколиозов соседних отделов при их противоположной направленности.

Врожденный сколиозредко обнаруживается до пятилетнего возраста, при этом, как правило, изменения позвоночного столба локализуются в переходных областях: пояснично-крестцовом, пояснично-грудном, шейно-грудном;

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Синовит голеностопного сустава - причины, симптомы и лечение

Казьмин и соавторы (1989) предлагают классифицировать сколиозы на две группы:

  1. 1-я группа — дискогенные сколиозы, возникающие на основе диспластического синдрома;
  2. 2-я группа — гравитационные сколиозы.

На основании анализа данных гониометрических и клинических исследований Гамбурцев (1973) рекомендует выделять пять степеней сколиоза:

  • I степень — незначительные нарушения осанки во фронтальной плоскости (сколиотическая осанка). Искривление неустойчиво, едва намечается, суммарный показатель сколиоза — 1-4°. При слабом мышечном корсете и неблагоприятных условиях позы (например, длительное сидение за партой, не соответствующей росту) эти изменения могут стать более устойчивыми.
  • II степень — нефиксированный (нестойкий) сколиоз. Фронтальная кривизна позвоночного столба более выражена, однако устраняется разгрузкой (при поднятии рук или повисании), наблюдается разница в подвижности позвоночного столба вправо и влево, суммарный показатель сколиоза — 5-8°.
  • III степень — фиксированный сколиоз. При разгрузке получается только частичная коррекция (имеет место остаточная деформация)! Намечается ротация позвонков, деформация тел позвонков еще не выражена и реберный горб отсутствует, суммарный показатель сколиоза — 9-15°
  • IV степень — резко выраженный фиксированный сколиоз, не поддающийся коррекции. Тела позвонков деформированы, нередко имеют место выраженный реберный горб и поясничный валик. Разница при наклонах вправо и влево значительна, суммарный показатель сколиоза — 16-23°
  • V степень — тяжелые осложненные формы сколиоза со значительной деформацией тел позвонков, резко выражены торсии позвонков, реберный горб и поясничный валик, суммарный показатель сколиоза — более 24° (может достигать 45° и больше).

В практической работе чаще всего пользуются делением сколиозов на три степени: I степень — нефиксированный сколиоз (5-8°); II степень — фиксированный сколиоз (9-15°); III степень — резко выраженный фиксированный сколиоз (более 16°).

Классифицировать выраженность сколиоза можно с помощью методов Чаклина и Кобба.

Используя методику Чаклина, на рентгенограмме проводят несколько прямых линий между позвонками, а затем измеряют углы между ними.

Степени тяжести сколиоза

По Чаклину (1973)

По Коббу (1973)

I

II

III

IV

180-175

175-155

155-100

Меньше 100

Меньше 15

20-40

40-60

Больше 60

По методике Кобба на рентгеновском снимке позвоночного столба измеряется S-образное двойное искривление. В верхнем участке искривления с помощью линейки проводят две горизонтальные линии: одна над верхним позвонком, от которого идет кривизна, другая — над нижним.

Если провести две линии, идущие перпендикулярно первым, то образуется угол, который и измеряется. При сравнении этих методов можно заметить, что принцип измерения у них практически одинаков. Разница состоит в том, что по методу Чаклина, чем больше градусов в исследуемом угле, тем легче степень болезни, а по методу Кобба — наоборот.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости приводят к изменению геометрии масс тела человека. Исследования, проведенные Беленьким (1984), позволили определить локализацию ЦТ сегментов туловища относительно фронтальной плоскости наиболее типичных больных с различными искривлениями позвоночного столба.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что ЦТ горизонтальных сегментов туловища группируются на вогнутой стороне искривлений. В области вершин искривлений расстояние между центром тяжести сегмента и центром позвонка во фронтальной плоскости наибольшее — 10-30 мм, а в соседних сегментах по мере удаления от вершин это расстояние уменьшается.

Кроме того, ЦТ сегментов, сохранив свое положение в средней части туловища, в то же время оказываются в стороне от продольной оси тела, на которой они размещались до болезни. Дальше всего размещаются ЦТ тел сегментов, где расположены вершины искривлений (расстояние между центром тяжести сегмента и осью тела достигают 5-15 мм).

Изучение соотношения масс тела у больных сколиозом позволило автору выявить тот факт, что ЦТ сегментов туловища, несмотря на существенное боковое смещение позвоночного столба, локализуются около продольной оси тела, вследствие чего линия, вдоль которой действует вес тела, занимает центральное положение, она проходит в стороне от сколиотических искривлений позвоночного столба, пересекая его только в области «нейтральных» позвонков.

Исследования позволили определить биомеханические особенности вертикальной позы больного сколиозом, сущность которой заключается в следующем. Искривление позвоночного столба сопровождается постоянным напряжением мышц на стороне выпуклости.

Для того чтобы работа мышц в грудной области была бы не столь интенсивной, больной, как правило, смещает голову в сторону выпуклости грудного искривления.Чтобы облегчить работу мышц поясничного отдела, противодействующих силам гравитации, необходимо сместить линию действия веса тела к поясничным позвонкам.

Это достигается за счет девиации туловища в сторону выпуклости поясничного искривления,а благодаря фронтальному перемещению таза ОЦМ тела проецируется на середину опорного контура, вследствие чего обе ноги нагружаются одинаково.В итоге больной принимает типичную для сколиоза удобную стойку.

Нарушение осанки сопровождается также функциональной недостаточностью стоп:

  • вальгирование (прогиба ние внутрь) стоп под нагрузкой;
  • слабость мышц свода стопы;
  • ухудшение эластических свойств связок;
  • быстрая утомляемость стоп и голени, особенно при статических нагрузках;
  • ощущение тяжести в ногах;
  • пастозность (отечность) голеней;
  • болевые ощущения.

Давайте разберемся что такое сколиотическая осанка и чем она отличается от сколиоза? Медицинское определение сколиотичной осанки – смещение позвоночного столба вбок (фронтальная плоскость). Эту патологию легко можно увидеть.

Но отличие от сколиоза в том, что асимметрия, неровности и выгнутость позвонка исчезают, если человек наклоняется вперед, либо ложится. Ребенку для получения точного диагноза придется сделать боковую рентгенограмму позвоночника.

Тогда — уже после получения диагноза – с учетом советов врача, нужно лечить ребенка, используя комплексный подход. И упражнения при сколиотической осанке для детей вам очень пригодятся. Вы можете подключить к упражнениям еще и ортопедический корсет (по показанию врача), контролировать как ваш ребенок сидит и стоит и вместе с ним работать над устранением вредных привычек. Возможно вам порекомендуют заниматься в специальных центрах с инструкторами- профессионалами.

Сколиотическая осанка предтеча сколиоза. Эти две патологии схожи — и при сколиотической осанке и при сколиозе есть выгиб позвоночника, лопатки и плечи расположены не симметрично, асимметрия наблюдается также и в области талии. Положение таза, как правило, может быть ровным.

Упражнения при сколиотической осанке у детей способны остановить деформацию позвоночника и сделать осанку более правильной, при этом мышцы туловища укрепляются нет мышечного дисбаланса.

Упражнения при искривлении осанки (сколиозе) для детей должны выполняться ежедневно, с постепенным увеличением нагрузки и включают следующий комплекс:

  • В позиции стоя – нижние конечности расположены на ширине плеч, а руки на поясе. На счет – один-два необходимо сделать наклон тела вперед, вниз и прикоснуться пальцами к полу на выдохе, после чего на счет три-четыре возвратиться в первоначальное положение и произвести вдох. Количество повторов – не менее семи.
  • В положении стоя, руки расположить за головой, спина должна быть прямая, проводить круговые движения туловищем. В положении туловища сзади совершаем вдох, спереди – выдох. Повторений должно быть не меньше семи.
  • В позиции стоя, расположить руки перпендикулярно телу и совершить поворот туловищем вправо, вернуться в первоначальную позицию, а затем сделать поворот влево. Повторять упражнение следует от шести до десяти раз.
  • В положении стоя с расположенными на боках руками, осуществлять повороты головы вправо и влево. Количество повторов упражнение не меньше шести.
  • Из положения стоя, с расположенными по бокам руками, осуществлять повороты тела как можно глубже – вправо на вдохе – первоначальное положение – влево на выдохе. Упражнение повторяется от шести до десяти раз.
  • Стоя с расположенными на ширине плеч ногами, за спиной необходимо держать гимнастическую палку на уровне лопаток и совершить наклон туловища вперед, возвратиться в первоначальную позицию на вдохе и сделать небольшой наклон тела назад на выдохе. Повторять упражнение следует не меньше шести раз.
  • В положении на коленях, руки упираются о пол ладонями, на вдохе необходимо поднимать голову и смотреть вверх, после чего голову нужно опустить и на выдохе выгнуть спину. Количество повторов от шести до десяти раз.
  • В позиции лежа на животе, ступни ног должны быть закреплены, а в руках нужно держать груз весом приблизительно двух – двух с половиной килограмм (например, мешочек с песком, гантельки). На вдохе необходимо прогнуться и поднять руки с грузом, после чего сделать выдох и возвратиться в исходную позицию. Упражнение производится не менее шести раз.
  • Необходимо сесть на пол и опереться сзади ладошками о пол, после чего на вдохе одновременно поднять нижние и верхние конечности на сорок пять градусов, далее на выдохе вернуться в первоначальную позицию. Количество повторов от шести до десяти раз.
  • Стоя с расположенными на ширине плеч ногами, необходимо держать эспандер в руках за затылком, далее на счет один-два развести руки в стороны и прогнуться в груди сделав вдох. Затем на счет три-четыре возвратиться в первоначальное положение и осуществить выдох. Упражнение повторять от шести до десяти раз.
  • Расположив ладони рук на поверхности лба необходимо наклонять голову вперед с преодолением сопротивления от рук и задерживая дыхание. Затем возвратиться в первоначальную позицию, совершить вдох и выдох. Упражнение повторяется по четыре раза, с перерывом не более десяти секунд, напряжение мышц во время упражнения должно составлять четыре секунды.
  • Стоя с расположенными на затылочной поверхности руками, необходимо отводить голову назад, преодолевая при этом сопротивление рук. Далее нужно плавно опустить руки и осуществить вдох и выдох. Данное упражнение выполняется также четыре раза, с перерывом в десять секунд, с напряжением мышц в течение четырех секунд.
  • Стоя с расположенными на ширине плеч нижними конечностями, необходимо осуществить наклон туловища вперед и встряхнуть расслабленными руками, после чего вернуться в первоначальную позицию. Количество повторов – не меньше семи.
  • Необходимо лечь на спину в виде звезды, т.е. расставить в стороны верхние и нижние конечности, расслабить все мышцы на протяжении пятнадцати секунд.
  • Упражнение, при котором необходима ходьба с периодическим хождением на носках. Можно его дополнить одновременным поднятием рук вверх. Повторять не меньше четырех – пяти раз.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Артроз локтевого сустава симптомы и лечение — Суставы

Упражнения для правильной осанки

Если осанка уже нарушена и вам об этом сказал врач, рекомендуем обратить внимание на следующие упражнения. Вам понадобится зеркало.

Упражнение 1

Встаем возле стены, касаясь ее лопатками, пятками, ягодицами и затылком. Разводим руки до уровня плеч ладонями от стены. Медленно скользим вдоль стены руками, не меняя положения спины – по прежнему все, что стены касалось и должно ее касаться, вниз и вверх.

Упражнение 2

В этом упражнении большую роль играет зеркало. Встаньте напротив него и прижмитесь к стене так, как описано в предыдущем упражнении. Теперь ваша задача отойти от сены так, чтобы спина оставалась в том же положении, как будто вы продолжаете опираться на стену. Медленно отходим от стены, проверяя свою осанку в зеркале. Так раза три- четыре.

Упражнение 3

Исходное положение такое же, как и в предыдущих двух упражнениях – у стены. Руки положите на пояс. Локти должны касаться стены. Скользим вдоль спины ягодицами, руками, лопатками и затылком и медленно садимся, а потом так же медленно встаем.

Пожалуйста, наблюдайте за собой в зеркале. А два вашего ребенка «зеркалом» будете вы. Пять таких медленных приседаний и можно сделать перерыв. Когда вы привыкнете делать это упражнение, то можно добавить количество приседаний.

[2], [3], [4], [5]

Упражнение 1

Исходное положение – лежа на животе, руки вытянуты перед собой. Пусть ваш ребенок одновременно медленно поднимет вверх руки и ноги, слегка прогнувшись в пояснице. В верхней точке нужно задержаться на пару секунд и медленно вернуться в исходное положение. Пять повторений.

Упражнение 2

Исходное положение то же, но ладошки ребенка должны упираться в пол . Не отрывая рук от пола и опираясь на них, нужно вытягиваю голову вверх подняться как можно выше и прогнуться назад. Потом медленно вернуться в исходное положение.

Упражнение 3

Исходное положение – стоя. Ребенок должен согнуть руки в локтях, затем кисти рук максимально прижать к плечам, большой палец обязательно касается плеча. После этого в напряженном состоянии развести пальцы рук в стороны.

Локти прижаты к туловищу – делайте все по описании поочередно, так вам проще будет понять, что же делать. Итак, ребенок с растопыренными пальцами и прижатыми локтями стоит, вытянувшись в струнку и слегка отклонив голову назад.

Теперь путь медленно ведет локти вперед, пока они не соприкоснуться, а голову одновременно положит на локти. Потом расслабиться и досчитать до пяти. Медленно отвести локти и голову назад. При этом остро чувствуется напряжение в мышцах шейного отдела и давление подбородка. Упражнение повторить пять раз.

Упражнение 4

Исходное положение лежа на полу животом вниз. Сложенные ладони у подбородка затем нужно сделать такое движение, как будто ты в воде и разводишь воду руками в сторону. Ладони ребенок разводит от себя, потом сгибает руки в локтях перед собой, опускает голову на ручки и немного отдыхает. Работают мышцы шейного отдела, плечи, спина и руки. Пять повторений.

[6], [7], [8], [9]

Упражнение 5

Исходное положение – лежа на спине, две ноги ребенок должен поднять на сорок пять градусов и «крутить велосипед» в воздухе . Десять вращений вперед, потом можно опустить ножки и дать ребенку отдохнуть, потом десять вращений назад.

Упражнение 6

Ребенок в исходном положении на спине, вытянувшись ровно, руки вдоль тела. Ноги надо держать вместе и медленно поднять их над полом невысоко (но начинающие могут чуть повыше – упражнение достаточно сложное), потом пусть разведет широко ножки посчитает «раз, два, три» сведет снова вместе и опустит на пол. Десять повторений. Следите за дыханием ребенка – оно должно быть плавным, спокойным.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Тендинит лучезапястного сустава лечение - Лечение Суставов

Для поддержания правильной осанки необходимо делать 15минутные перерывы в процессе выполнения домашних заданий. Один перерыв в час. При этом ребенок должен встать, походить, или сделать пару упражнений.

Можно сделать и так – встать коленями на стул, голову положить на стол на сложенные руки, при этом напрячь спину и изогнуть ее мостиком. Потом расслабить мышцы спины и немного полежать расслабившись.

Правильная осанка – это правильно кровоснабжение органов, отличная работа легких, хорошее эмоциональное состояние. Сутулящиеся люди чаще и чувствуют себя подавленными, это уже доказано учеными Объясните это своему ребенку и он вас поймет.

Самое легкое упражнение для исправления осанки – ходьба на носочках с книгой на голове. Вы можете тоже положить себе на голову книгу и ходить вместе с ребенком. Устройте соревнования – у кого первого книга упадет, тот проиграл.

Хорошие упражнения для спины – поза Планки и отжимания от пола. Детям тяжело отжиматься. Поэтому можно начать их тренировать отжиматься с колен. Упор делается на руки и согнутые колени. Руки широко и симметрично относительно головы разведены в стороны. Спина прямая.

Голова не опущена – взгляд вперед. Достаточно пары отжиманий по три подхода. Постепенно увеличивайте количество отжиманий, а потом пусть ребенок отжимается, упираясь на носки. Мамам и папам тоже не вредно будет присоединится к ребенку. Тут тоже возможны соревнования — кто лучше отожмется, кто сделает большее количество отжиманий.

Поза планки. Можно упираться на локти и носки. Тело вытянуто в струну, спина прямая, глаза смотрят вперед, а не вниз. Живот напряжен. Досчитайте до 30 — этого на первых порах для ребенка достаточно. Пусть ребенок попробует так же сделать позу Планки, упираясь на вытянутые руки.

Еще одно хорошее упражнение – пусть ребенок сядет по-турецки на пол, спинку держит ровно, а руки вытянет над головой и тянется руками как можно выше. Сделайте несколько раз – столько, чтобы ему было комфортно.

Комплекс упражнений для осанки для детей предусматривает упражнения, которые укрепляют мышечный корсет и способствуют формированию правильной осанки.

Чтобы предупредить возникновение патологии осанки у совсем маленьких детей (до 4-х лет) рекомендовано, на протяжении дня проводить несколько определенных упражнений в виде игры: 

  • Пролезть под стулом либо под натянутой веревкой. 
  • Положить на пол веревку и пройти по ней как канатоходец. 
  • Поползать на четвереньках и при этом не опускать голову. 
  • Выполнить упражнение – дровосек, когда ребенок как будто «рубит дрова», выполняя при этом наклоны.

Для более старших детей дошкольного возраста (от 4-х лет) и детям школьного возраста, рекомендуются следующий комплекс упражнений для красивой осанки:

  • Упражнение – волна. Ребенок должен расположиться на животе, на полу с вытянутыми вперед руками. После чего необходимо поднять одновременно руки и ноги вверх, приостановиться в такой позиции несколько секунд и возвратиться и первоначальное положение. Количество повторов – не менее пяти.
  • Упражнение – крокодил. Для выполнения этого упражнения ребенок ложится на живот, на пол, руки при этом вытянуты вперед и упираются ладошками в пол. Затем нужно медленно поднимать голову, прогибаясь в области поясницы и не отрывая от пола рук. После чего вернуться в первоначальную позицию и расслабить тело. Количество повторов – не менее пяти.
  • Необходимо лечь на живот, а верхние конечности расположить перпендикулярно телу, т.е. в стороны. Из такого положения нужно поднять тело, прогнув в области грудного отдела позвоночного столба и тянуться вверх, затем вернуться в первоначальное положение. Повторов должно быть пять.
  • В положении лежа на животе, нужно согнуть руки в локтевых суставах, а на лопатках необходимо удерживать гимнастическую палку. Далее нужно поднять тело, чтобы оно прогнулось через гимнастическую палку, затем вернуться в первоначальную позицию. Количество повторений – пять.
  • Лежа на животе, расположить руки в области пояса. Необходимо поднять тело вверх и левую ногу на вдохе, после – возвратиться в первоначальное положение на выдохе. Затем упражнение нужно сделать с поднятием правой ноги.
  • Необходимо лечь на спину и положить руки перпендикулярно телу. После, поднять верхние конечности вверх и вперед с одновременным поднятием левой ноги, так чтобы коснуться руки, затем сделать упражнение с правой ногой.
  • Упражнение – велосипед. Для его исполнения нужно лечь на спину и нижними конечностями делать движения, похожие на езду на велосипеде от пяти до десяти вращений. Далее опускаем нижние конечности для отдыха на несколько секунд и продолжаем упражнение столько же раз.
  • Необходимо лечь на спину на плоскость с уклоном, при этом взяться руками за ее боковую поверхность. После чего согнуть нижние конечности в коленных суставах, подтянуть к животу и сделать выдох. Затем выпрямить нижние конечности и сделать вдох.
  • В положении стоя, необходимо удерживать гимнастическую палку руками в области лопаток. Далее нужно осуществить наклон туловища вперед, поднять верхние конечности вверх с выведением палки. После – вернуться в первоначальное положение.
  • В позиции стоя с опущенной гимнастической палкой в руках, необходимо поднимать палку вперед и вверх на выдохе, после – возвратиться в первоначальную позицию на вдохе.
  • В положении стоя с опущенной гимнастической палкой в руках, нужно присесть и поднять вперед руки с палкой, после чего возвратиться в первоначальное положение. Спина должна оставаться выпрямленной.
  • Первоначальная позиция – стоя с расположенными на ширине плеч ногами, руки, согнутые в локтевых суставах, при этом находятся на плечах. Далее нужно осуществить наклон туловища вперед на выдохе и вернуться в первоначальное положение на вдохе. Спина должна быть прямая.
  • В положении стоя, расположить руки на поясе. После чего, руки, согнутые в локтевых суставах повернуть вперед на вдохе и вернуться в первоначальную позицию на выдохе.