Шина медицинская виды и показания к применению

Что такое пневматическая шина

Шина — это внешнее поддерживающее приспособление для травмированной части тела. Ее могут применять при различных травмах, однако наиболее часто шины накладывают на конечности. Самые простые шины — это обычные деревянные рейки, которые прибинтовывают к поврежденной конечности, наиболее сложные — специальные приспособления с шарнирами, пружинами и застежками. Гипсовые повязки, опоры, поддерживающие устройства — все это различные виды шин.

Медицинская пневматическая шина может быть целесообразно применена при переломе, подозрении на перелом, повреждении мягких тканей (включая кровотечения). Продолжительность применения ограничивается периодом транспортировки пострадавшего с непосредственного места получения травмы к медицинскому учреждению.

Это устройство представляет собой камеру из эластичной пленки с застежкой типа «молния» и клапаном для нагнетания воздуха внутрь камеры. Конечность, которая была травмирована, помещается внутрь такой камеры, далее в камеру нагнетается воздух под высоким давлением.

Области применения и разновидности

  • подозрение на переломы;
  • повреждения суставов, предплечья, стопы, нижней трети бедра;
  • для фиксации поврежденных конечностей при транспортировке больного до лечебного учреждения;
  • повреждение мягких тканей с наружным кровотечением;
  • они предназначены для того, чтобы оказать необходимую первую медицинскую помощь, например, при повреждениях, полученных в результате аварии или несчастного случая;
  • их применяют в машинах скорой помощи, спортивных комплексах, МЧС, подразделениях МВД, в службах медицины катастроф;
  • такие изделия используются для иммобилизации и эвакуации пострадавших из зон катастроф и ЧС;

Для иммобилизации поврежденной конечности также используется повязка Дезо. Следует знать, как безопасно и качественно наложить повязку при необходимости.

Пневматическая медицинская шина полностью повторяет рельеф фиксируемой конечности. Ее можно назвать временным гипсом. Применимы шины при травмах стопы, голени, предплечья как средство взаимной, так и самопомощи.

Предотвращают попадание инфекции и останавливают кровоизлияния, так как являются воздухонепроницаемыми. Важной характеристикой рассматриваемого устройства можно назвать рентгенпрозрачность. Давление в камере не превышает 50 мм. рт. ст., диапазон температур, допустимых для использования данных шин – от -25 до 40 градусов выше нуля.

Пневматические шины – необходимый атрибут личной водительской аптечки.

hin

Часто используются бригадами скорой медицинской помощи, службами спасения, в спортивных комплексах, в подразделениях различных крупных добывающих и производственных предприятий.

Различают детские и взрослые медицинские пневматические шины. Внешний вид, технические, физические и химические характеристики, а также область применения их одинаковы, не совпадает лишь размер. Интересно почитать — как применять проволочную шину для верхних и нижних конечностей.

Переломы и растяжения. Шины выполняют несколько функций при течении этих травм.

Во-первых, они защищают травмированную конечность от дальнейших повреждений, формируя вокруг нее твердую оболочку (гипсовая повязка) и обездвиживая.

Во-вторых, шина неподвижно удерживает конечность в определенном положении. Это важно, поскольку крайне необходимо добиться правильного срастания отломков при переломе.

В-третьих, пока отломки кости срастаются, пациент имеет возможность пользоваться травмированной конечностью, если на нее наложена шина. Нарушения в детском возрасте.

Как отмечают ортопеды, при некоторых характерных для детского возраста состояниях определенные части тела должным образом не растут и не развиваются, поскольку находятся в неправильном положении. Наиболее характерным примером является врожденный вывих тазобедренного сустава.

В этом случае используют шину (стремена) для фиксации головки бедра в период, когда она все еще формируется. При этом наложенная шина дает младенцу определенную степень свободы движений, а родителям позволяет мыть ребенка и менять ему подгузники.

пневмошины

При параличе шины используются либо для выполнения функций парализованных мышц, либо для того, чтобы не допустить деформации суставов из-за аномального распределения натяжения мышц. Конструкция применяемых в этом случае шин сложнее, поскольку нередко приходится соединять вместе несколько частей, чтобы добиться легкости движений.

Шины при артрите

При остром артрите может помочь временное наложение шин, способствующих обездвижению пораженных суставов. Посредством шины можно также исправить значительные деформации.

Гипс — самый простой и наиболее широко используемый материал для наложения шин. В случае обычного перелома, при котором необходима иммобилизация конечности, пациенту накладывается гипсовая повязка. Она состоит из пропитанных гипсом марлевых бинтов.

Когда бинт окунают в раствор, он становится мягким и податливым и остается таким в течение нескольких минут, после чего высыхает и затвердевает. За это время травмированную конечность плотно обматывают размягченным в воде бинтом.

Эти недостатки удалось преодолеть, используя специальные пластмассы. Сделанные из такого материала листы при нагревании становятся пластичными, и им легко придают необходимую форму. Пластмассы эти, как правило, мягче гипса, и их особенно удобно использовать, если шину приходится часто менять.

Шина медицинская виды и показания к применению

Шины для длительного использования делают из кожи и металла. Например, поддерживающее устройство для ног должно быть удобным и плотно подогнанным, прочным и эластичным, чтобы выдерживать возникающие при ходьбе повторяющиеся нагрузки.

Шины используют кратко-, долговременно или постоянно: шину могут наложить в качестве временной меры по оказанию первой помощи для транспортировки пострадавшего в больницу, в то время как гипсовую повязку для лечения переломов придется носить сроком от двух недель до нескольких месяцев. Некоторые пациенты вынуждены носить шину постоянно, чтобы компенсировать слабость конечности.

Современные средства транспортной иммобилизации

Средства мягкой транспортной иммобилизации

Косыночная повязка является простейшим видом иммобилизации верхней конечности, применяется при повреждениях и воспалительных заболеваниях верхнего плечевого пояса и верхней конечности.

Подвешивание на косынку верхней конечности ограничивает движения в плечевом и локтевом суставах, способствует уменьшению болей, стиханию воспалительного процесса, уменьшает опасность распространения воспалительного процесса.

Шина медицинская виды и показания к применению

При отсутствии косынки верхнюю конечность подвешивают на перевязь из широкого бинта.

Для транспортной иммобилизации перелома ключицы можно воспользоваться восьмиобразной косыночной повязкой. В положении пострадавшего сидя плечевые суставы отводят назад и фиксируют косынкой. Между лопатками под связанные концы косынки подкладывают ватно-марлевую подушечку, что способствует еще большему отведению плечевых суставов назад и растяжению отломков ключицы.

Ватно-марлевый круг является простейшим средством транспортной иммобилизации головы (закрытые и открытые повреждения черепа), он предохраняет голову от сотрясений. Пострадавшего укладывают на носилки, а голову помещают на круг затылком в отверстие, чем достигается амортизация головы (смягчение толчков и сотрясений при транспортировке).

Массивная ватно-марлевая повязка – ошейник-воротник Шанца является простейшим средством транспортной иммобилизации при повреждениях шейного отдела позвоночника (ушибы, повреждения межпозвоночных связок).

На шею пострадавшего в лежачем положении накладывают «воротник», изготовленный из ваты и марли; марлевым бинтом прибинтовывают вокруг шеи 3-4 слоя ваты. Воротник, упираясь сверху в затылочный бугор и оба сосцевидных отростка, а снизу – в грудную клетку, устраняет боковые движения головы во время транспортировки.

Ватно-марлевые кольца Дельбе являются простейшим средством иммобилизации при переломе ключицы. Их надевают на область плечевых суставов, плечи пострадавшего максимально отводят назад, а кольца стягивают между собой со стороны спины резиновой трубкой.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Лечение мениска коленной чашечки: первая помощь и современная терапия

Пращевидная повязка является простейшим средством иммобилизации при переломе челюсти (верхней и нижней). На подбородок туго накладывается пращевидная повязка, чтобы сделать невозможным открывание рта.

Средства жесткой транспортной иммобилизации

hin2

Стандартные транспортные шины – средства иммобилизации, выпускаемые промышленностью:

  • фанерные шины,

  • лестничные шины (шины Крамера),

  • шина Дитерихса,

  • пластмассовые шины,

  • пневматические шины.

Импровизированные шины изготовляют из различных подручных средств (палки, доски, фанера, картон и т.д.).

Для транспортной иммобилизации переломов бедра на месте происшествия часто пользуются подручными материалами. Из подручных средств делают две шины: внутреннюю – от паха до пятки и более длинную – наружную от подмышечной ямки до пятки. Обе шины привязывают к ноге и туловищу с помощью брючного ремня и полос, оторванных от одежды.

Для транспортной иммобилизации при переломе лучевой кисти в типичном месте можно использовать фанеру. Кисти и лучезапястному суставу придается физиологическое положение, под ладонь подкладывается ватно-марлевая подушечка, и конечность прибинтовывается к фанерной шине от кончика пальцев до локтя.

Перелом ключицы на короткое время можно фиксировать с помощью палки, заложенной за спину, или с помощью ремня. Руки, согнутые в локтевых суставах, отводят назад и удерживают в таком положении концами палки или ремнем.

hin3

Применяемые для иммобилизации шины должны:

  1. Обеспечивать неподвижность в области повреждения.

  2. Плотно прилегать к поврежденному органу.

  3. Обладать упругостью и по возможности подвергаться моделированию.

Принципы выполнения жесткой транспортной иммобилизации

Техника наложения предусматривает общие мероприятия, которые относятся ко всем шинным повязкам.

  1. Защита костных выступов конечности.

Конечность, особенно в области костных выступов, во избежание пролежней и для выполнения неровностей и углублений при наложении транспортной иммобилизации необходимо покрыть серой ватой.

  1. Меры предосторожности при наложении шинной повязки.

Накладывать шину следует до транспортировки больного.

— осторожно и тщательно осмотреть место

повреждения;

— при наличии кровотечения произвести его остановку;

Шина медицинская виды и показания к применению

— наложить асептическую повязку;

— провести обезболивание.

— для верхней конечности: плечевой сустав фиксируется при слегка отведенном положении плеча, локтевой сустав под прямым углом, предплечье – в среднем положении между пронацией и супинацией, кисть – в положении тыльного сгибания в лучезапястном суставе и легкого сгибания пальцев с сохранением по показаниям активных и пассивных движений в них;

— для нижней конечности: выпрямленный тазобедренный сустав, слегка отведенное положение с поворотом (ротацией) бедра кнутри, коленный сустав слегка согнут (5о) и голеностопный сустав под прямым углом.

— для создания надежной иммобилизации необходимо захватывать повязкой 2 сустава, прилежащих к месту перелома, а при переломе бедренной кости даже 3 сустава – тазобедренный, коленный и голеностопный;

— шины фиксируются бинтами, косынками, полотенцами, кусками разорванной простыни и другими материалами.

При открытых и закрытых повреждениях головы и шеи для предохранения пострадавшего от разных толчков при транспортировке используют специальную шину Еланского.

Шина медицинская виды и показания к применению

Шина Еланского состоит из двух фанерных досок, скрепленных кожаными или металлическими петлями. В верхней части развернутой шины имеется отверстие для затылочной части головы. Края отверстия обиты ватно-клеенчатыми валиками, ограничивающими движения головы.

Размер шины 60х40см, размер отверстия 8х12см. По бокам шины имеются три пары отверстий для проведения через них тесемок, при помощи которых шина фиксируется к туловищу и верхним конечностям. Верхние тесемки имеют длину до 1м;

ими охватывают плечи, концы их завязывают на груди. Нижние тесемки имеют длину до 1,5м, ими укрепляют шину на груди. Прежде чем наложить шину, на нее накладывают слой ваты. Голову пострадавшего затылком кладут на отверстие в шине и прибинтовывают.

Наиболее широкое применение для транспортной иммобилизации получили универсальные лестничные шины Крамера, приготовленные из проволоки разной толщины, обладающие легкостью, большой прочностью и гибкостью, что позволяет придавать им любую форму.

Шины Крамера бывают двух размеров (110х10см и 60х10см). Благодаря простоте и легкости наложения они незаменимы для временной иммобилизации при переломах костей конечностей, позвоночника и др.

Техника наложения лестничной шины Крамера:

  • лестничную шину перед наложением моделируют по здоровой конечности;

  • внутреннюю поверхность шины покрывают слоем серой ваты и закрепляют ее бинтом;

  • накладывают готовую шину на поврежденную конечность (придав ей физиологическое положение);

  • прибинтовывают ее бинтом, руководствуясь при этом правилами бинтования.

Конструкция шин непрерывно совершенствуется, и в настоящее время для изготовления транспортных шин используются различные материалы, в том числе и синтетические (пластмассы и полимеры).

Медицинская пневматическая (надувная) шина представляет собой воздухонепроницаемую двухслойную пленочную оболочку.

Техника наложения пневматической шины:

  • шину в виде чехла или чулка надевают на поврежденную конечность;

  • закрепляют шину застежкой-молнией;

  • надувают через клапанно-запорное устройство с трубкой.

При заполнении шины воздухом она приобретает необходимую упругость и обездвиживает поврежденную конечность.

I тип для кисти и предплечья;

II тип для стопы и голени;

III тип для коленного сустава.

Шина медицинская виды и показания к применению

При переломах бедренной и плечевой костей применять их нецелесообразно, так как в данном месте они не создают достаточной иммобилизации.

Преимущества пневматических шин:

  1. возможность свободного наложения на конечность поверх одежды и обуви;

  2. нет необходимости их прибинтовывать к поврежденной конечности;

  3. возможность визуального наблюдения за состоянием конечности без снятия шины;

  4. небольшая масса шины;

  5. быстрота и легкость наложения даже самим пострадавшим;

  6. шина легко снимается – достаточно выпустить воздух и открыть застежку-молнию;

  7. шины могут использоваться повторно.

Недостатки пневматических шин:

  1. нет в достаточном количестве;

  2. возможно нарушение кровообращения в конечности из-за сдавливания ее шиной, заполненной воздухом;

  3. применяются только на короткое время.

Шина транспортная пластмассовая предназначена для иммобилизации верхней конечности, голени и стопы.

Шина медицинская пластмассовая представляет собой пластмассовую пластину, армированную алюминиевой проволокой. По бокам кромки шины имеются отверстия, которые предназначены для проведения шнура, фиксирующего шину к конечности.

Шина медицинская виды и показания к применению

Техника наложения пластмассовой шины:

  • шину опускают в горячую воду, чтобы она стала пластичной;

  • моделируют ее на здоровой конечности;

  • прикладывают к поврежденной конечности;

  • вводят конец шнура в крайнее отверстие на краю шины и завязывают;

  • проводят конец шнура поочередно через отверстия у кромки шины (по типу шнуровки ботинок).

Преимущества пластмассовых шин:

  1. мягкой подкладки под шину не требуется;

  2. дополнительного прибинтовывания шины к конечности не требуется.

Недостатки пластмассовых шин:

  1. нет в достаточном количестве;

  2. невозможность наложить шину без горячей воды.

I тип для голени и предплечья (11,5х90см; 11,5х130см);

II тип для верхней или нижней конечности (10х90см; 10х130см);

III тип для верхней или нижней конечности у детей (8,5х90см; 8,5х110см).

К каждой шине прилагается шнур длиной 150см.

Шина Дитерихса применяются при переломе бедра, вывихе в тазобедренном суставе, повреждении тазобедренного и коленного суставов, переломах костей голени в проксимальных отделах.

Шина состоит из двух деревянных планок. На верхних концах обеих планок имеются поперечные перекладины для упора в подмышечную впадину и промежность. Одна из них, наружная (длинная), предназначена для упора в подмышечную область (171х8см).

Шина медицинская: виды и показания к применению

  1. Фиксационная
    иммобилизация – это удерживание
    (обездвиживание) конечности в определенном
    положении. Может быть:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как лечить отек колена после травмы

Шина медицинская виды и показания к применению

— мягкая
(косыночная, повязка Дезо, воротник
Шанца и др.);

— жесткая (шина
Крамера, пластмассовые шины и др.).

2. Экстензионная
иммобилизация (шиной Дитерихса) – это
удерживание (обездвиживание) конечности
с ее вытяжением.

Способы
транспортной иммобилизации:

  • аутоиммобилизация
    – бинтование поврежденной нижней
    конечности пострадавшего к здоровой
    или верхней конечности к туловищу;

  • подручными
    средствами;

  • стандартными
    шинами.

  1. Фиксационная иммобилизация – это удерживание (обездвиживание) конечности в определенном положении. Может быть:

— мягкая (косыночная, повязка Дезо, воротник Шанца и др.);

— жесткая (шина Крамера, пластмассовые шины и др.).

2. Экстензионная иммобилизация (шиной Дитерихса) – это удерживание (обездвиживание) конечности с ее вытяжением.

Способы транспортной иммобилизации:

  • аутоиммобилизация – бинтование поврежденной нижней конечности пострадавшего к здоровой или верхней конечности к туловищу;

  • подручными средствами;

  • стандартными шинами.

Существуют такие типы пневматических шин:

  • для кисти , предплечья;
  • для стопы, голени;
  • для бедра, сустава колена.

Шина медицинская виды и показания к применению

Давление в камере, составляющеемм рт.ст., позволяет фиксатору приобрести нужную жесткость, необходимую для транспортной иммобилизации.

Шины технически способны выдержать не менее 1000 циклов наложения. Они пригодны для использования при температурном режиме от -25 до 40 градусов.

Для проведения транспортной иммобилизации применяют стандартные шины Крамера, Дитерихса, пневматические шины, носилки иммобилизационные вакуумные, пластмассовые шины.

1. Универсальной является лестничная шина Крамера. Этим шинам может быть придана любая форма, а соединяя их между собой, можно создать различные конструкции. Их применяют для иммобилизации верхних и нижних конечностей, головы.

2. Шина Дитерихса состоит из раздвижной наружной и внутренней пластин, фанерной подошвы с металлическими скобами и закрутки. Шина применяется при переломах бедра, костей, образующих тазобедренный и коленный суставы. Преимуществом шины является возможность создать с ее помощью вытяжение.

3. Пневматически шины представляют собой двухслойный герметичный чехол с застежкой‑молнией. Чехол надевают на конечность, застегивают молнию, через трубку нагнетают воздух для придания шине жесткости.

Для снятия шины из нее выпускают воздух и расстегивают застежку‑молнию. Шина проста и удобна в обращении, проницаема для рентгеновских лучей. Применяют шины для иммобилизации кисти, предплечья, локтевого сустава, стопы, голени, коленного сустава.

При отсутствии стандартных шин используют подручные средства (импровизированные шины): дощечки, лыжи, палки, двери (для транспортировки пострадавшего с переломом позвоночника).

4. Стандартную фанерную шину Еланского применяют при травме головы и шейного отдела позвоночника. Створки шины развертывают, накладывают слой ваты со стороны, где имеются полукружные валики из клеенки для упора головы, подкладывают шину под голову и верхнюю часть грудной клетки и фиксируют ремнями к верхней части туловища. Голову укладывают в специальное углубление для затылочной части и прибинтовывают к шине.

Для иммобилизации головы можно использовать ватно‑марлевый круг. Пострадавшего укладывают на носилки, голову помещают на ватно‑марлевый круг так, чтобы затылок находился в углублении, после чего привязывают пострадавшего к носилкам, чтобы избежать смещения во время транспортировки.

Иммобилизацию при повреждении шеи можно осуществить с помощью ватно‑марлевого воротника типа Шанца, если у больного нет рвоты и затрудненного дыхания. Вокруг шеи прибинтовывают 3–4 слоя ваты, чтобы образовавшийся воротник верхним концом упирался в затылок и сосцевидные отростки, а нижним – в грудную клетку.

Иммобилизацию головы и шеи можно обеспечить наложением шин Крамера, предварительно изогнутых по контуру головы. Одну шину подкладывают под затылок и шею, а другую изгибают в виде полуовала, концы которого упираются в плечи. Шину фиксируют бинтами.

При переломе ключицы для иммобилизации отломков пользуются повязкой Дезо или косыночной повязкой с валиком, уложенным в подмышечную впадину, или восьмиобразной повязкой.

При переломе плечевой кости и повреждении плечевого или локтевого сустава иммобилизацию проводят большой лестничной шиной Крамера, которую предварительно моделирует на себе врач. Шина фиксирует все 3 сустава верхней конечности.

Верхний и нижний концы шины скрепляют тесьмой из бинта, один конец которой проведен спереди, а другой – через подмышечную впадину со здоровой стороны. Нижний конец шины подвешивают на шею с помощью косынки или ремня.

При отсутствии стандартных средств транспортную иммобилизацию при переломе плеча в верхней трети производят с помощью косыночной повязки. В подмышечную ямку помещают небольшой ватно‑марлевый валик и прибинтовывают его к грудной клетке через здоровое плечо.

Для иммобилизации предплечья и кисти применяют малую лестничную шину, к которой прибинтовывают кисть и предплечье с фиксацией лучезапястного и локтевого суставов. Рука согнута в локтевом суставе, кисть после наложения шины подвешивают на косынке.

При переломе бедра , повреждении тазобедренного и коленного суставов применяют шины Дитерихса. Подошвенную пластину шины прибинтовывают восьмиобразной повязкой к подошве обуви пострадавшего. Наружную и внутреннюю пластины шины подгоняют под рост больного путем перемещения в скобках и фиксируют штифтом.

Наружная планка должна упираться в подмышечную ямку, внутренняя – в паховую область, нижние концы их должны выступать за подошву на 10–12 см. Пластины пропускают через скобы подошвенной пластины и скрепляют хомутом.

Через отверстие в подошве проводят шнур и завязывают его на палочке‑закрутке. В области лодыжек и на пластинки костылей накладывают ватно‑марлевые прокладки. Шину фиксируют ремнями к туловищу, а планки между собой.

Ногу вытягивают за скобы на подошвенной пластине и закручивают палочку‑закрутку. Шину прибинтовывают к ноге и туловищу. Под заднюю поверхность ноги подкладывают и прибинтовывают шину Крамера, чтобы предупредить смещение ноги в шине кзади.

Для иммобилизации бедра можно использовать шины Крамера, соединенные между собой. Накладывают их с наружной, внутренней и задней стороны. Иммобилизация трех суставов является обязательной.

Шина медицинская виды и показания к применению

При переломе голени применяют шины Крамера. Фиксируют конечности тремя шинами, создавая неподвижность в коленном и голеностопном суставах. Для иммобилизации голени и коленного сустава используют пневматические шины.

При переломе костей таза пострадавшего транспортируют на носилках, лучше с подложенным фанерным или дощатым щитом. Ноги полусогнуты в тазобедренных суставах, под колени подкладывают валик из одежды, одеяла, вещевого мешка. Пострадавшего привязывают к носилкам.

При переломе позвоночника в грудном и поясничном отделах транспортировку осуществляют на носилках со щитом, в положении пострадавшего на спине с небольшим валиком под коленями Пострадавшего привязывают к носилкам.

При необходимости транспортировать пострадавшего на мягких носилках его укладывают на живот с валиком под грудью. При переломе шейного и верхнегрудного отделов позвоночника транспортировку осуществляют на носилках в положении пострадавшего на спине, под шею подкладывают валик.

При переломах позвоночника, таза, тяжелых множественных травмах применяют транспортную иммобилизацию с помощью носилок иммобилизационных вакуумных (НИВ).

Они представляют собой герметичный двойной чехол, на который укладывают пострадавшего. Матрац зашнуровывают. Из чехла отсасывают воздух вакуумным отсосом с разрежением 500 мм рт. ст., выдерживают 8 мин, чтобы носилками была приобретена жесткость за счет сближения и сцепления гранул пенополистеарола, которым заполнен матрац.

К последнему виду относятся пневматические шины, которым хотелось бы уделить особое внимание.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как долго можно принимать мидокалм

Шина медицинская виды и показания к применению

Пневматическая медицинская шина полностью повторяет рельеф фиксируемой конечности. Ее с уверенностью можно назвать временным гипсом. Применимы шины при травмах стопы, голени, предплечья, как средство взаимной, так и самопомощи.

Могут использоваться с целью предотвращения попадания инфекции и остановки кровоизлияния, так как являются воздухонепронецаемыми. Важной характеристикой рассматриваемого устройства можно назвать рентгенпрозрачность.

Пневматические шины – необходимый атрибут личной водительской аптечки. Часто используются бригадами скорой медицинской помощи, службами спасения, в спортивных и развлекательных комплексах, в подразделениях различных крупных добывающих и производственных предприятий.

В зависимости от области применения выделяют такие категории пневматических шин:

  • для голени, стопы – типа «сапог короткий»;
  • для бедра, колена – типа «сапог длинный»;
  • для предплечья, кисти – типа «рукав».

Различают, кроме того, детские и взрослые медицинские пневматические шины. Внешний вид, технические, физические и химические характеристики, а также область применения их одинаковы, не совпадает лишь размер.

Шина медицинская: виды и показания к применению

  • переломы костей;

  • вывихи;

  • повреждения суставов;

  • повреждения нервов;

  • повреждение сухожилий;

  • обширные повреждения мягких тканей;

  • повреждения крупных сосудов;

  • обширные ожоги;

  • острые воспалительные процессы в тканях конечностей;

  • остеомиелит;

  • синдром длительного сдавливания;

  • отморожения;

  • наложение кровоостанавливающего жгута на конечность.

Шина медицинская виды и показания к применению

Медицина разрабатывает методики, как не только избавить ребенка от симптомов болезни, но и вылечить его, давая шанс на полноценную жизнь.

Сложная беременность или травмирование суставов во время родов приводят к неприятному последствию – вывиху тазобедренного сустава или угрожают дисплазией, то есть недоразвитием тазобедренных суставов и состоянием подвывихов.

Методика применяется уже не одно десятилетие и, несмотря на это, пользуется популярностью у современных врачей.

Правильно установленная шина Виленского позволяет в раннем возрасте укрепить и сформировать правильное строение бедра ребенка, избежать инвалидности в дальнейшем.

Используется конструкция как у младенца, начиная с 2-х недель после рождения, так и детей годовалого возраста. Отсутствие сложных конструкций, блоков управления делает шину Виленского безопасной в применении.

Состоит она из распорки, которая изготавливается из алюминия и нержавеющей стали, а также из манжет, выполненных из кожи. Носится шина Виленского на протяжении суток в течение длительного времени.

Среди показаний для ношения шины на первом месте выделяется дисплазия тазобедренных суставов. Если не проводить лечение этой патологии, то у ребенка будет наблюдаться задержка в развитии суставного аппарата и в будущем нарушение походки.

Также шину применяют при врожденных вывихах бедра, вирусных деформациях в шейке бедра, при латерализации в головке кости бедра.

Если после рождения отмечаются изменения в структуре опорно-двигательного аппарата, то врач проводит диагностику и решает – необходимо ли использование конструкции.

Ношение шины назначает детский врач-ортопед после проведения необходимых исследований, также он устанавливает срок ношения и подбирает размеры конструкции.

Так как шина Виленского может сниматься с бедра или других суставов на определенный промежуток времени, то должна быть хорошо изучена родителями инструкция. Это необходимо, чтобы облегчить процесс надевания конструкции правильно, для успешного лечения.

Купание ребенка проводится ежедневно, поэтому и снимается конструкция часто. Также нужно изучить правила купания ребенка с дисплазией и вывихами суставов.

Всего выделяют три варианта конструкции по характеристикам и размерам:

  1. Дети с рождения и до 3-4 месяцев носят малый размер, чтобы конечности были разведены насм.
  2. Средний размер шины показан ребенку от четырех месяцев и до года, при этом распорка ног происходит на уровнесм.
  3. Выделяют крупный размер в случаях, когда нужно проводить лечение ребенку старше года. В таких ситуациях следует носить шину на уровне в среднемсм.

Если носить конструкцию правильно, то будет обеспечиваться оптимальная центрация головки бедра на участке вертлужной впадины тазовых костей.

У ребенка может быть не дисплазия тазобедренных суставов, а другие патологии, при которых лечение кардинально отличается.

Дисплазия и вывихи

Дисплазия – это основное показание для ношения шины. Возникает диагноз по ряду причин.

Заболевание нередко регистрируется при тазовом предлежании плода, если ребенок в утробе крупных размеров.

Также дисплазия имеет свойства передаваться по наследству. Опасно развитие диагноза при токсикозе у беременных женщин.

Именно наличие факторов риска дает шанс врачу сразу после рождения установить наблюдение за ребенком, включая состояние его тазобедренных суставов. Основные признаки дисплазии:

  1. Нарушенное расположение складок в области тазобедренных суставов. Осмотр врачом поможет выявить отклонения.
  2. Разная длина ног – симптом встречается, когда сформирован вывих бедра.
  3. Нарушается подвижность пораженного сустава, то есть при отведении ноги слышен щелчок и видна разница в движениях суставов.

Для подтверждения диагноза назначается рентген-исследование, после которого необходимо лечение с помощью массажа, физиотерапии и ношения шины. В случаях, когда возникает вывих бедра, ношение конструкции необходимо после его вправления для предотвращения повторного травмирования сустава.

Важно правильно носить шину для лечения тазобедренных суставов, так как недостаточная фиксация или скольжение по одежде приведет к неэффективности процедуры, и ребенок потеряет время и шанс на выздоровление.

Врач, изучив результаты обследования, указывает на высоту расположения конструкции.

Сама процедура одевания шины не сложна, после нескольких проб у родителей манипуляции будут выполняться с легкостью, а ребенок привыкнет к процессу. Чтобы надеть шину на ноги, нужно положить ребенка на твердую поверхность на спину.

После этого проводится разведение ножек и продевание поочередно кожаных ремешков, после чего шина Виленского фиксируется на нужном расстоянии.

После того как конструкция закреплена, необходимо понаблюдать за ребенком, чтобы при движениях не наблюдался процесс скольжения конструкции по ногам.

Шина медицинская виды и показания к применению

Носить шину нужно на протяжении суток и допускается ее снимание на период купания.

Общий срок, во время которого выполняется лечение, занимает от 3-4 до 9 месяцев.

Принятие решения об отмене ношения шины ложится на врача.

За определенный срок ношения должно произойти укрепление суставов, вправление вывихов тазобедренных суставов, вылечивается дисплазия.

Если использование конструкции применяется в возрасте около года или старше, то ребенок может начинать ходить с шиной на ногах.

Несмотря на прогресс в медицине и внедрение современных технологий, шина продолжает пользоваться популярностью, так как отсутствует негативное влияние на стопы, это дает шанс ребенку совершать движения ногами и не задерживает его развитие.

Существенных противопоказаний к ношению шины нет, нельзя ее применять при неустранимых врожденных вывихах бедра. Также конструкция назначается только при наличии показаний и после обследования в лечебном учреждение. Самостоятельное лечение не допускается.

Ношение шины может вызывать определенный дискомфорт у ребенка, но долгий срок использования приводит к тому, что ребенок привыкает к такому состоянию. Лечение конструкцией дает возможность нормально развиваться детям до года, что является несомненным плюсом.

Шина медицинская виды и показания к применению

Не рекомендуется использовать конструкцию менее 4-х месяцев.